Хорошо помню скепсис, с которым встретили ультиматум Тихановской – не сработает, никто не поддержит, и вообще это блеф. Но на выходе получили результат, которого даже не предполагали. Лукашенко совершил классические ошибки падающих диктатур, все как по учебнику. Далее по пунктам.
1. Перенапряжение силовых органов, превышение запроса на репрессии над реальными возможностями структур. Разворачивание полномасштабного террора органы попросту не осилят. Система истощена работой в режиме аврала на протяжении полугода и оттоком функциональных кадров. Слухи о возможном расформировании СК и увольнения нелояльных стройности в ряды не добавляют. Система начала пожирать сама себя.
2. Есть признаки непоследовательности в приказах, получаемых силовиками. Нечто подобное наблюдалось с Беркутом в последние недели перед бегством Януковича. То шёл приказ на жэстачайшый разгон, то придержать коней, то что-нибудь еще. Одуревшие от такого потока противоречащих команд силовики в конце концов начинают действовать самостоятельно, на своё усмотрение. Это может привести как к деэскалации насилия, так и к крови, но в конце концов система “ляжет”.
В эту же канву укладываются недавние перестановки милицейского начальства. Незадолго до отставки Караев демонстрировал, что он последний солдат Императора. Раздавал интервью с угрозами протестующим, участие в телевизионных шоу и т.д. Но его всё равно убрали. Искушенные интриганы в погонах начали прикидывать: если так поступили с самым верным, то что будет с остальными? Ответы для них неутешительные.
3. Мобилизация общества. Теперь это уже не разрозненные группы, объединенные абстрактным неприятием системы. Из него уже выделились отдельные страты, каждая из которых четко защищает свои интересы. Студенты, медики, пенсионеры, рабочие, частный бизнес, айтишники – все понимают, что останавливаться нельзя. И уже не так важно, сколько протестующих выходит на улицы, 30 или 100 тысяч, процесс масштабирован до нужного уровня.
4. Социально-ориентированная рыночная экономика имени Уго Чавеса Александра Лукашенко начинает сыпаться. Госбанки уже просят крупный бизнес досрочно погашать большие кредиты. Вернуть НДС становится все труднее, для этого остро не хватает средств. Налоговые поступления заметно сокращаются, экспорт IT-сектора падает. Учитывая, что наша экономика и так работала впритык, без резервов, такой дефицит будет катастрофичен. Закрытие бастовавших заведений тоже передаёт большой привет бюджету Минска. Любое действие по людям рикошетом бьёт по экономике.
5. Свою роль сыграли забастовки. Как бы не старался Лукашенко представить бастующих кучкой отщепенцев, которых легко заменить, на практике всё вышло совсем иначе – квалифицированных работников заменить сложно. Протесты охватили самые успешные предприятия, которые приносят реальные деньги. Любые сложности моментально отражаются на финансовых показателях.
Еще одна важная тема – саботаж, блокировки на ЖД. Относительно безопасный метод замыкания датчиков не просто так вызвал истерику Лукашенко. Здесь есть как глубинный страх, эхо рельсовой войны, так и страх практический – Беларусь транзитная страна, и любые проблемы в сфере транспорта сразу бьют по остальным отраслям.
6. Конституционная реформа не нашла легитимности в глазах общества. Переговоры Лукашенко ведет сам с собой, одну сторону представляет его маппет Воскресенский, а другую – его же ручные политические партии и абшчэственники. Складывается ощущение, что он пытается обмануть даже не белорусское общество(с нами разговор только с позиции силы), а главного бенефициара и инициатора этой реформы – Россию. И там тоже начинают что-то подозревать и посылать сигналы, что в этот раз заговорить зубы не получится.
В целом, импульсивный дед своими руками разрушает свою же систему лучше любого саботёра. А в затяжной борьбе выигрывает не тот, кто сделает больше успешных ходов, а тот, кто совершит меньше ошибок. Да, в этой борьбе нам достается, порой очень больно. Но обратный отсчет запущен. Маховик истории не повернуть назад.