Навіны
*
Бахмут. Люты.Працоўныя будніаповед 17частка 8.2Я апускаю падрабязнасьці нашых дыскусій падчас зверкі…
*
Бахмут. Люты.Працоўныя будніаповед 17частка 8.1Каліброўка прыцэлаКаліброўку мы рабілі разы тры. Два …
*
Бліжэйшыя нашыя набажэнствы. Заўтра 21.09 субота. 9.00 – Літургія на украінскай мове. 18.00 – Вячэрн…
*
Кінапрагляд з удзелам рэжысёра24 верасня ў Варшаве адбудзецца паказ дакументальнага фільму Аляксея …
*
Если какие-то божества из различных мифологий существуют, то пожалуйста обосцыте этих двоих гондонов…
*
Как лукашенко санаторий в Кисловодске продавал!https://youtu.be/TGXMmFxKIJ8Наше новое расследование …
*
20 верасня 1945 г. у Менску адкрылі выставу пра жыццё і творчасць Янкі Купалы. Тады частка калекцыі…
*
BULBA FEST! Далучайцеся да нас на Bulba Fest — унікальнае сьвята культуры, смаку й добрай музыкі! Пр…
*
У Беларускай прасторы «Робім разам» у Варшаве адкрылася ўнікальная выстава плакатаў розных аўтараў …

Книга с загадочным и таинственным названиемИ все же есть и радостные моменты, ведь иногда для этого …

*

Книга с загадочным и таинственным названием

И все же есть и радостные моменты, ведь иногда для этого нужно только познакомиться с хорошей книгой. Одна из таких – “Русское католическое дело” священника Сергия Голованова. Она посвящена отношениям Римско-Католической Церкви и русской эмиграции в 1917-1991 гг.

Греко-католический священник Голованов собирал материалы для этой книги с 1993 года. А свою кропотливую работу над этим изданием он завершил в 2007 году. Помимо работы в архивах с редкими и ценными документами, отец Сергий встречался с видными представителями Русского апостолата. Самое поразительное – это прикосновение к архиву доминиканского терциария и русского священника Владимира Абрикосова.

Многие из вопросов, в первой главе книги актуальны и поныне: сделать ли ставку в возрождении русского католичества византийской традиции на биритуалистов – или на собственных священников, которые не будут отдавать часть своей души общинам латинской традиции. Об этом часто спорят в духовных учебных заведениях.

В первой половине XX века первый подход продвигал митрополит Эдуард фон Ропп, который когда-то представлял Виленскую губернию в Государственной Думе в качестве депутата. Но какое доверие могли бы вызвать присланные им в Россию биритуалисты, прошедшие пастырскую формацию латинских священников? Тем более, что зачастую в нашу страну направляли поляков, в отношении которых у местного населения существовали определенные предубеждения – как и у поляков по отношению к русским.

В это же время в Санкт-Петербурге действовало “Общество ревнителей церковного единения”, которое возглавляла Наталья Ушакова, племянница самого премьера-реформатора Петра Столыпина. В то время люди рассчитывали на то, что богословский диалог католиков и православных увенчается успехом, что русским удастся сохранить духовное наследие и полноту древней славяно-византийской традиции. Конечно, они были оторваны не только от простого народа, но и клира и епископата Православной Церкви. Но “миссию свысока” эти ревнители бы точно не приняли – именно поэтому таким долгим был путь к полному единству со Святым Престолом тех же философа Владимира Соловьева и священника Николая Толстого.

Критиками биритуального подхода были священник Кирилл Королевский, блаженный экзарх Леонид Федоров, Дмитрий Кузьмин-Караваев и священник Глеб Верховский. Они предлагали назначить русских или глубоко вжившихся в русскую национальную жизнь священников для служения в общинах католиков византийского обряда. Королевский также предлагал развивать социальное служение: строить приюты, больницы и школы.

Однако, за назначение на миссию среди русских в нашей стране и в диаспоре латинских монахов, которые бы только формально приняли византийский обряд, были князь Иван Гагарин SJ и епископ Мишель д’Эрбиньи, который окормлял Русское католическое зарубежье. Князь Гагарин делал ставку на мнимую культурную отсталость простого народа и даже элиты, которых бы привлекли опрятные и образованные пастыри.

В то же время основатель РКЦВО блаженный Леонид Федоров желал привлечь к делу соединения православных с Матерью-Церковью низшее по своему положению в церковной иерархии православное духовенство. Прежде всего, это была ставка на предвосхищение будущей унии и демонстрация уже достигнутого единства.

Словом, эта библиографическая редкость – чтиво весьма и весьма интересное. Ретроспектива, которая может вдохновить нас вновь обрести перспективу в нашей духовно жизни и творческих проектах. Как-то так.