Не успели мы написать про ахиллесову пяту властей РБ, как густо посыпались заявления и откровения, явно имеющие цели продемонстрировать грамотность внешней политики РБ.
Лукашенко высказался дважды — сначала в речи на торжественном собрании по случаю Дня Независимости, потом на неофициальной части. Что мы там увидели.
1. Официальная речь цветистая, громкая, как обычно. Ключевое слово — именно “как обычно”. В части посвященной внешней политике, привычные штампы про мирное небо, реверансы СССР, братской России и опять набившая оскомину про страшное НАТО и в придачу ЕС. Мы даже не будем здесь вспоминать про “умерший мозг НАТО” (слова Макрона в 2016 году) и ламповый ЕС, чьи силы быстрого реагирования до сих пор насчитывают пару тысяч человек.
Для внутренней, да еще очень узкой аудитории в погонах — супер. Мессидж всем остальным — крайне удручающий, в стиле Ремарка.
Да еще и откровенно агрессивная тирада в адрес Германии. По-прежнему, видимо, бродит по Дворцу Независимости призрак великого Трампа, с которым стоит только договориться, и Европа щелкнет каблуками. Ошибка хуже, чем преступление.
Между тем в такой официальной речи, конечно, должны быть самоповторы (90%), чтобы показать вертикали стабильность ситуации, но вот 10% могут быть, как говорят лингвисты, «ремой». То есть тем новым, что и делает речь, собственно говоря, знаковой.
При этом контекст, выбранная обстановка, общая динамика — все прямо указывало на то, что «это новое» должно было быть в сфере внешней политики.
Но по факту единственная новая мысль в речи — обещание подумать над изменением формата празднования 9 мая.
2. Неофициальная часть: Здесь, во-первых, Лукашенко подтвердил то, о чем мы писали в анализе встречи Келлога и Лукашенко: он довел до американцев позицию Путина (и, возможно, Китая) насчет возможности перемирия в Украине. Как мы и говорили, именно вопрос Украины (позиция России и Китая, темы следующего раунда, безопасность, санкции и т.д.) и был основной темой, политзаключенные пошли довеском.
Во-вторых, Лукашенко оправдывался за сам факт разговоров с Келлогом, отвечая на критику, что посланник не того ранга, что был «договорняк» и Лукашенко «прогнулся», что зря выпустили «бандитов». В процессе этих оправданий он, что было неизбежно, начал сказал слишком много и вызвал реакцию США.
В-третьих, Лукашенко попытался объяснить, в чем важность визита Келлога в Минск для США: «Еще одно заявление и не сделаете — вы будете вниз падать. Через год-полтора промежуточные выборы. Вы их проиграете, а потом и президентские выборы. А я бы не хотел, чтобы Трамп проиграл и эти люди».
Переводим на понятный язык: Переданное нами предложение по мирным переговорам должно помочь Трампу в конце концов реализовать свое предвыборное обещание организовать мир между Россией и Украиной.
Именно об этом говорит, кстати, и Тур, когда пафосно заявляет: «Мы дали США то, что нужно было им для сохранения власти в Вашингтоне».
И вот тут опять, конечно, ничего кроме разочарования: оправдания, какая-то уж совсем неприличная претенциозность, заметная невооруженным взглядом.
Завтра, 3 июля, Беларусь отметит главный государственный праздник — День Независимости. В преддверии важной даты Александр Лукашенко во Дворце…