За президентское кресло в Беларуси крепко держится пенсионер, а самые верные его соратники в большинстве своем – люди предпенсионного или пенсионного возраста. Очевидно, что всем им сложно понять, чем живет сейчас молодежь. Вместо того, чтобы прислушиваться к новому поколению, старики решили его идеологически правильно воспитывать, а функцией «воспитателя» наделили Белорусский республиканский союз молодежи. Справляется ли он?
Сегодня мы изучим, как финансируется БРСМ, так как уверены, что этот показатель напрямую говорит о приоритетах, страхах и желаниях правительства в отношении молодежи.
Судя по графику, на молодежную политику у государства деньги находятся всегда, это одна из тех сфер, которая постоянно и неплохо финансируется. Мы видим, что с 2018 по 2020-й рост финансирования ощутимо превышал инфляцию – он составлял от 10 до 16% в годовом выражении. В революционном 2020-ом правительство, видимо, разочаровалось в этих капиталовложениях, не почувствовав поддержки со стороны молодежи, поэтому прирост составил всего 5%.
Что произошло дальше, мы сейчас можем только догадываться. Вероятно, сошлось сразу несколько обстоятельств. Во-первых, стало понятно, что, урезав финансирование, можно потерять и ту небольшую часть лояльной молодежи, что есть. Во-вторых, после того, как по всей стране были разгромлены фактически все НГО (многие из которых действительно работали эффективно), приходится искать им замену. Все, что правительство может сейчас предложить, это делегировать новые обязанности БРСМ. А это подразумевает увеличение бюджета. В результате мы видим новую волну неслыханной щедрости: 9% годового прироста в 2022 году и планируемый рост в 2023-м до рекордных 17%.
Очевидно, попытки централизованно «рулить» умами молодых предпринимаются с безрезультатным постоянством, достойным лучшего применения. В БРСМ уже долгие годы вливают немалые ресурсы, а на выходе получают бесполезную организацию, плодящую фейковые инициативы и показушные мероприятия.
Основная цель БРСМ — вырастить «смену», людей с таким же мышлением и такими же ценностями, как у тех, кто сейчас у власти. Предполагается, что это должна быть структура, напоминающая советский комсомол. Вот только у комсомола была очень четкая и понятная идеология и функционал, встроенный в общую партийную систему, и он действительно вводил молодых людей в партийные ряды. БРСМ не является трамплином во власть, не нужно быть его членом, чтобы после претендовать на место в Белой Руси, а оттуда расти дальше. Мы имеем структуру, которая имитирует традиции, но не выполняет их прямую функцию.
Да, если говорить о суммах, то в масштабах государства они могут показаться небольшими: 10,1 млн рублей в прошлом году, 11,8 млн в следующем. Но здесь стоит понимать, что БРСМ — не завод, и большая часть этих денег будет распределяться непосредственно в зарплаты и поощрения. Мало того, эта молодежная структура успешно «доит» не только республиканский, но и областные и районные бюджеты. Так, например, в 2022 году минский городской бюджет выделил БРСМ еще 150 тыс рублей. А еще стоит помнить про членские взносы, которые составляют от 2 до 9 рублей ежегодно, и их платит более 400 тысяч человек.
В любом случае, на зарплаты молодым и дерзким хватит. А все, что останется – выделят на шарики, лопаты, митинги у «недружественных» посольств, концерты на дожинках и патриотические автопробеги. Получится много пыли в глаза.
БРСМ — кормушка для людей, готовых делать вид, что они обеспечивают молодежную политику. И ключевое здесь именно «делать вид».