Китай производил дешевые потребительские товары, помогая США бороться с инфляцией и получая экспортн…

Китай производил дешевые потребительские товары, помогая США бороться с инфляцией и получая экспортную выручку в долларах.

Затем эти доллары Китай инвестировал в трежерис – облигации казначейства США, помогая Америке компенсировать дефицит платежного баланса и федерального бюджета.

То есть торговый дефицит компенсировался поступлениями по финансовому счету – за счет роста госдолга.

А бюджетный дефицит использовался для реализации социальных программ, компенсируя утрату рабочих мест в американской промышленности.

Сейчас Китай создает свою “планетную систему”.

Теперь он сам занимает место США, а роль Китая (80-90-х годов) с дешевой рабочей силой, занимает Африка.

В рамках этой модели, Китай дает свои технологии, инвестиции и открывает в Африке свои производства.

Африканские страны производят для Китая и прочих рынков свои товары и продают свои материальные ресурсы за юани.

Тоже самое делает РФ и начнет делать Латинская Америка.

Но эти юани нужно будет куда-то инвестировать – в китайские облигации (панда-облигации и димсим-облигации в Китае и Гонконге).

В рамках этой модели, торговый баланс Китая может стать даже отрицательным (не сейчас, а некоторре время спустя), то есть КНР откроет свой рынок для участников модели его экономической гравитации.

А госдолг Китая при этом начнет расти как в США в 80-х.

Если сейчас госдолг Китая к ВВП составляет примерно 80%, то у него есть еще лет десять для долгового “разгона” модели долгового роста.

И данная модель уже создается.

В 2023 году Китай ввел режим нулевых тарифов для импорта из шести стран Африки.

Речь об Анголе, Гамбии, Демократической Республике Конго, Мадагаскаре, Мали и Мавритании.

98% их товаров освобождены Китаем от пошлин и прочих сборов при импорте в Китай.

Настоящим спутником Китая в Африке становится Эфиопия:

10 индустриальных парков с капитализацией 1-1,5 млрд дол каждый; железная дорога в морской порт Джибути; логистические центры; модерация внутренних политических процессов (завершение гражданской войны с Эритреей, нобелевская премия для премьера Аби).

Кстати, Эфиопия и Нигерия – самые густонаселенные страны в Африке, а Нигерия так и вовсе может к концу века перегнать Китай по численности населения, а Эфиопия по данному показателю приблизится к ЕС.

То есть, в Африке будет много рабочей силы, страны континента будут производить много товаров и продавать свои ресурсы за юани, которые вложат в китайский долг.

А в Китае к 2050-му году на новой социалке (которая сейчас создается в виде новой пенсионной системы) возможно будет жить второй золотой миллиард планеты Земля, точнее полмиллиарда китайских пенсионеров.

Все повторяется, почти как модель роста США, запущенная в рамках рейганомики – такой вот рецикл, только на авторитарном движке.

И зеркальная пара США – Канада (где США – ВВП, технологии, безопасность, капитал, а Канада – природные ресурсы) в виде Китай – РФ (где РФ – природные ресурсы и бзопасность, а Китай – ВВП, технологии, финансовый капитал, человеческий капитал).

Доминирование сверхдержав в современном мире имеет ряд характеристик и предпосылок:

1. Предельная отдача капитала в их реальном секторе критически снижается: большие налоги, высокая стоимость труда.

2. В теории стадийности экономического роста Ростоу, эти страны занимают финальную стадию: общество потребления и поиск новых стандартов качества жизни (экология, гендерная трансгрессия и многое другое, непонятное жителям развивающихся стран).

3. Это импортозависимые страны по целому спектру товарных рядов.

4. Отток денежных средств по импорту эти страны компенсируют продажей своих финансовых инструментов на рынке капитала и статусом резервных валют.

5. Необходимо делать ставку на сектор услуг, а для этого важно обладать ключевыми технологиями.

Емкость мировой экономики не выдержит появление второго “золотого миллиарда”, поэтому конкурентов нужно “осаживать”. Но перед этим – “использовать”.

Китай прошел свой путь к статусу развитой страны, но этот путь еще не завершен.

Есть три основные стадии: