Пакистанские несчастья на голову БеларусиВчера стало известно о том, что «Беларусь и Пакистан догово…

Пакистанские несчастья на голову Беларуси

Вчера стало известно о том, что «Беларусь и Пакистан договорились выработать механизм, по которому трудовые мигранты смогут приезжать в нашу страну. Беларусь готова принять на работу 100-150 тыс. пакистанских специалистов».

В Беларуси про это особо не говорят – по вполне понятным причинам, но и на оппозиционном медиа-фронте загадочная тишина. Наверно потому, что плохо говорить про «иностранных специалистов» из развивающихся стран неприлично. Но у нас таких ограничений нет, поэтому мы с удовольствием проанализируем эту, скажем прямо, ошибку белорусских властей.

Итак, дано: демографическая катастрофа в Беларуси.
Причины:
– Ежегодное сокращение рождаемости
– Эмиграция
– Репрессии 2020 года, вызвавшие поток беженцев

Меры государства по предотвращению кризиса:

– Сокращение рождаемости – программа поддержки семей с детьми. Имела определенные положительные эффекты, но была недостаточной.

– Эмиграция – связана с неудовлетворенностью условиями жизни. Проблема не была решена Лукашенко, в первую очередь молодежь не видела для себя возможностей, «социальных лифтов», чтобы оставаться в Беларуси.

– Репрессии – здесь государство не просто не среагировало, а наоборот, всячески содействовало катастрофе. Где-то в глубинах бюрократической трясины президентского аппарата родилась светлая мысль: «А пущай уезжают! Баба с возу, коню легче. Мы еще и подсобим». Это подчеркивает отсутствие стратегического мышления, умения просчитывать ситуацию хотя бы на два шага вперед. Люди, придумавшие этот план, на наш взгляд, должны сидеть в тюрьме.

Итог: В 2025 году мы имеем формально чуть более 9 миллионов населения, а на самом деле меньше, потому что уехавших в Россию отследить трудно, а тех, кто аккуратно делает семейное гнездышко за границей по визе, так и вообще невозможно. Предполагаем, что в реальности население, связывающее свое будущее с РБ, составляет порядка 8,6 млн. Белорусские пропагандисты любят называть Прибалтику «вымиратами», так у нас ровно такие же «вымираты».

Как поступать в этом случае? Есть умный путь. Его выбрала Польша (да, опять Польша на горе нашим доморощенным мыслителям). Поляки охотно приняли «братьев-славян» – беларусов и украинцев.

Только с 2024 года количество белорусов увеличилось на 12%, а за последние пять лет (с 2020 по 2025 год) — на 287 000 человек. Работает почти 5000 компаний с белорусским капиталом.

Украинцы – это в основном женщины в детородном возрасте и дети, всего миллиона полтора, процентов 50-60 останется в Польше, подтянет семьи. Вклад украинцев в ВВП оценивается 0,5%–2,4% ежегодно, налоги и взносы составляют 15,1 млрд злотых. А теперь напомним про непрерывный рост ВВП и покупательской способности в Польше, в том числе несмотря на все рассказы об экономическом кризисе в ЕС. Поляки организовали себе демографический Клондайк.

Можно ли в Беларуси организовать подобное? Можно, можно даже частично вернуть уехавших, но только при условии тонкой политической игры, на которую Администрация Президента, а уж тем более вездесущее КГБ просто не способны.

Есть, скажем так, и не очень умный путь. Его уже опробовали страны ЕС, которые организовали массовую миграцию групп населения из бедных стран Центральной Азии и Северной Африки. Идея состояла в том, что мигранты укрепят экономику, заняв малооплачиваемые рабочие места и улучшив демографию (сами мигранты плюс их многодетные семьи). Что из этого получилось, нам с упоением рассказывают беларусские пропагандисты (мигранты сидят на социалке, не интегрируются и повышают преступность). Однако по факту то, что критикуем, сами же у себя и воспроизводим.

Потому что Александр Лукашенко решил ввезти в страну 100-150 тысяч «молодых пакистанских специалистов». Само название вызывает улыбку. Вероятно, ни Лукашенко, ни его окружение так и не освоили англоязычные соцсети, иначе бы знали, что «молодые специалисты» из Сомали, Афганистана и Пакистана – это популярный мем на Западе, высмеивающий асоциальное поведение мигрантов.