С небольшими (уж поверьте мне, которая слышала сотни диалектов немецкого в Швейцарии, полесский бела…
К сожалению, моему и всех национально-ориентированных людей, Беларусь на сегодня это рускоязычная страна, где человек с беларуским будет ущемлён больше, чем швейцарец с ретороманским языком во франкоязычном кантоне. Беларусу на беларуском придётся бороться с системой каждый день, вместо обыкновенного использования языка, как средства коммуникации.
Вы можете попробовать со мной поспорить, что Швейцария недостаточный пример, но Бельгия, Канада, Финляндия имеют точно такую же историю с границами ареалов обитания. А в Индии есть хинди и урду, но из-за того, что их диалекты отличаются в разных частях больше, чем немецкий в Швейцарии, людям просто гораздо проще использовать английский. Английский не является национальным индийским языком, это вынужденная мера, но которую насадили колониалисты.
Есть еще пример крошечного Люксембурга. Он настолько маленький, что там правда все языки используются почти одновременно. Но и это иллюзия. Достаточно посмотреть на дорожные знаки и увидеть разницу в шрифте второго языка… он не выглядит также, как основной. Там билингвальность чуть иная, чем в примерах выше. Однако всё равно нет равнозначного использования двух языков ни в какой момент времени. Подробнее можете почитать в вики. И вот вам дорожные знаки: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Bilingual_French-Luxembourgish_city_limit_signs_in_Luxembourg
Так вот, в Беларуси, которая не планирует становиться частью России, не может возникать даже вопроса о количестве языков. Этот вопрос не является естественным. Это как спросить: сколько пор года должно быть в Беларуси? Ну очевидно, что 4. Только вот поры года изменить сложновато, а навязать чужую культуру и уничтожить родную, не так трудно.
Каждый политик, который предлагает оставить два языка, является продолжателем политики СССР по уничтожению национальной идентичности и стиранию границ между странами. То есть переводя на простой язык — полному уничтожению страны.
И только в наших силах не поддаться этому и стать полноценным Тибетом, а не Тибетским Автономным Районом в составе КНР. Одним языком тут не победишь. Но это тот кирпичик с чего мы все можем начать понимать, что мы не они, а они не мы.
Жыве вечна.