Быстрый удар, долгая осада: как Вашингтон закручивает энергетическую петлю вокруг ИранаТрамп попроси…
Трамп попросил своих помощников разработать «быстрые и решительные варианты» нападения на Иран, которые не приведут к затяжной войне на Ближнем Востоке.
Отмечу, что даже ограниченные удары и рост риска вокруг Ирана приводят к повышению нефтяных цен и усилению премии за геополитический риск, как это уже наблюдалось после ударов по иранским ядерным объектам в 2025 году. Мы уже наблюдаем рост цен на нефть в ожидании возможного прямого удара США, рынки закладывают в цену не только факт будущего удара, но и риск дальнейших шагов по линии морской блокады или санкций.
«Морская осада» Ирана вызывает риски для ТЭК Ирана. США могут усилить перехват танкеров, давить на страховые и финансовые каналы, осложнять работу так называемого теневого флота и тем самым снижать экспортные доходы Тегерана без формальной блокады Ормуза. В таких сценариях Иран вынужден усиливать ценовой дисконт для ключевых покупателей (прежде всего Китая), чтобы компенсировать рост транспортных и санкционных рисков. Это означает уменьшение чистой выручки на каждый экспортируемый баррель, даже если физические объёмы экспорта сохраняются.
Для иранского нефтегазового сектора в целом это создаёт многослойное давление. С одной стороны, риск точечных ударов по объектам, связанным с ядерной и ракетной программой, а также с оборонной инфраструктурой, повышает неопределённость для инвестиций, замедляет модернизацию добычи и переработки и сдвигает проекты по развитию газохимии и электроэнергетики. С другой стороны, усиление санкций против флота, страхования и расчётов по сделкам с иранской нефтью ведёт к удорожанию логистики, росту доли т.н. серых схем и, как следствие, к снижению прозрачных бюджетных доходов, даже при высоких мировых ценах на нефть.
Но Иран – крепкий орешек, который более 40 лет живет под санкциями. Американская стратегия «измора» даёт кумулятивный, но не разрушительный эффект. Задушить энергетический сектор пока не удаётся: Иран сохраняет значительный экспорт за счёт переориентации на Китай, использования т.н. теневого флота и гибкости в ценообразовании и маршрутах.
IG Energy