К процессу борьбы за живучесть режима А. Лукашенко 12.10.2025Сегодня исполнился месяц с того момента…

К процессу борьбы за живучесть режима А. Лукашенко 12.10.2025

Сегодня исполнился месяц с того момента, как Н. Статкевич отказался покидать Беларусь. И уже месяц его родных и друзей держат в неведении, где он находится и жив ли он. Казалось бы, это нарушение со стороны А. Лукашенко договорённостей об освобождении заложников с США. Но это не совсем так.

США не сильно заботит судьба Н. Статкевича, поскольку целью их действий не было освобождение наших заложников. Эту тему американской стороне в ходе переговоров подсунул сам А. Лукашенко, и это, как отмечал К. Келлог, «положительный побочный эффект от происходящего». Обратим внимание: именно «побочный». США преследуют в регионе свои цели, а не наши. Если получится — освободят ещё.

Было бы странно, если бы было наоборот. Освобождение наших заложников — приоритет для нас, а не для Вашингтона. Более того, даже освобождение из наших тюрем граждан США сегодня имеет для Госдепартамента меньший приоритет, чем влияние на Москву. Хотя именно с этой темы и начинались контакты Вашингтона и Минска.

Ключевая тема, которая интересует Госдепартамент сегодня, — давление на Москву, которое в теории мог бы создать А. Лукашенко. Посредником между Москвой и Вашингтоном он не является. Для посреднических миссий существуют более удобные каналы — как среди стран ЕС, так и напрямую. Эти каналы активно задействованы сегодня в урегулировании конфликта и решении общих проблем. А. Лукашенко в данном случае является не каналом, а инструментом давления, в том числе на внутреннюю политику России.

Именно свои возможности по взаимодействию с В. Путиным и «продавал» А. Лукашенко К. Келлогу. США, конечно же, согласились на такую игру. Они ничего не теряли, получая освобождение американских граждан из тюрем диктатора и, если бы у А. Лукашенко всё получилось, — давление на Москву со стороны Минска.

Но сегодня дифирамбы Д. Трампа диктатору А. Лукашенко утихли. Вашингтон молчит и о том, как Д. Трамп анонсировал освобождение 1400 политических заключённых. Сделаем предположение: может быть, потому, что А. Лукашенко не смог выполнить обещанное и создать необходимое давление на В. Путина? Не смог дать Госдепартаменту то, что обещал?

Как мы отмечали ранее, Госдепартамент под руководством М. Рубио работает с такими персонажами, как А. Лукашенко, только «по предоплате». Иллюзий в отношении нашего режима в Вашингтоне не испытывают. Поэтому А. Лукашенко недостаточно делать заявления. Если он хочет получить что-то ещё от США — ему придётся предпринимать реальные шаги или хотя бы делиться чем-то ценным. «Поцелуи» как форму оплаты Вашингтон, в отличие от Москвы, не принимает. Но А. Лукашенко вынужден и дальше идти по тонкому льду: он пытается давить на В. Путина, но осторожно — чтобы не получить по рукам и одновременно решать свои вопросы с Россией.

Примером подобных попыток давления может служить активность А. Лукашенко во время саммита глав государств СНГ 10 октября этого года. Тогда он заявил, что американский план завершения войны, предложенный в Анкоридже, вполне реалистичен и война могла бы закончиться, если бы его приняли. А не принял план Д. Трампа именно В. Путин. Это серьёзная заявка для «главного союзника России». Позже он скорректировался и «перевел стрелки» на В. Зеленского, но сам при этом выступил как одна из сторон переговоров, начав «тянуть одеяло на себя», перехватывать переговорную тему. Он приглашает В. Зеленского к себе, игнорируя и окончательно обесценивая уже прозвучавшее приглашение В. Путина посетить Москву. Создает разлад и ожидаемое США давление. Однако пока уровень давления недостаточен…

А. Лукашенко активно, как может, пытается решить оставшиеся два главных вопроса обеспечивающих выживание его режима по завершению войны в Украине: – получение свободных денег от России; – непосредственное участие как сторона переговоров в крупном геополитическом процессе, каким является завершение войны в Украине.

ОШС