Первоначально территория нового государства состояла из Трокского повета, 18 гмин Виленского повета,…

Первоначально территория нового государства состояла из Трокского повета, 18 гмин Виленского повета, 14 гмин Браславского повета, 8 гмин Гродненского повета, по одной гмине Дисненского, Вилейского и Лидского поветов. К концу ноября она увеличилась еще на несколько гмин, которые беларуские войска в ходе боевых действий отвоевали у летувисов. Общая площадь достигала 10 тысяч кв. км. Кроме Вильно, наиболее крупными городами были Ошмяны, Свенцяны, Сморгонь и Троки. Население Средней Литвы составляло более 530 тысяч человек, из них 90% – беларусы и поляки, около 26 тысяч русских, летувисов – только 3%.

Напомню, что когда в 1939 году СССР, исполняя Договор с Гитлером, передал Виленщину (Среднюю Литву) жемойтам Республики Летува, Молотов в своем обращении указал, что этот край этнически является беларуским, но передается Летуве чисто по политическим мотивам. Кстати, следует напомнить тем, кто сегодня воспевают СССР на телевидении и в учебниках: товарищ Ленин не собирался создавать БССР – он распорядился поделить территорию Беларуси между РСФСР, Летувой и Украиной. Только существование Западной Беларуси в составе Польши стало причиной создания БССР. Так что советская власть не собиралась даже формально поддерживать Беларускую Государственность.

Вернемся к событиям 1920 года. В Средней Литве было сформировано беларуско-польское правительство, в котором половину постов заняли беларусы. В департаменте просвещения был создан отдел беларуских школ, которым руководил видный беларуский деятель Бронислав Тарашкевич. Он создал Общество беларуских школ; весной 1921 года в Средней Литве работали 186 беларуских школ, в Вильне – беларуская гимназия, в местечке Баруны – беларуская учительская семинария (сравните с нынешней вроде бы суверенной РБ, где беларуские школы закрыты из-за политики тотальной русификации).

Был объявлен призыв в армию мужчин восьми возрастных категорий. Но самое интересное – Польша и поляки в этой войне были как бы «в стороне», поэтому в Средней Литве сосредоточились подразделения уже со всей Западной Беларуси. Без лишнего шума из Польши прибыли остальные этнически беларуские войска, в том числе отдельные части 2-й ЛБД. Фактически война Средней Литвы с Республикой Летувой (Жемойтией) стала общебеларуской для всей Западной Беларуси.

Увеличенные за счет этого прибытия беларусов войска Желиговский разделил вскоре на три дивизии: 1-ю пехотную (Новогрудский, Виленский, Минский полки); 2-ю пехотную (Лидский, Ковенский, Гродненский полки); кавалерийскую (23-й Гродненский уланский полк, 13-й Виленский уланский полк, 4-й Наднеманский уланский полк).

В этой армии не было поляков из Польши, там служили беларусы, которые защищали наши исконно беларуские Виленщину и Гродненщину. Поэтому крайне непонятна нынешняя позиция официоза, который находит «истоки Беларуской Армии» только в Восточной Беларуси и в крайне сомнительной кремлевской марионетке БССР, а не в Западной Беларуси. Будто там не было беларуских войск, и будто они не воевали за беларускую землю. Такой подход не только антипатриотичный, но вообще не беларуский.

Получив пополнение из Западной Беларуси, армия Средней Литвы пошла в наступление на Ковно, существенно меняя линию границы в свою пользу; в частности, были захвачены Кейданы, расположенные в самом центре Летувы, а вся железная дорога Гродно – Двинск теперь оказалась на территории Средней Литвы. Видя свое неминуемое поражение от беларуских войск и полную оккупацию беларусами Республики Летува, жемойты в панике обратились к Контрольной комиссии Лиги Наций. Под ее давлением наступление беларусов на Ковно было остановлено – стороны 29 ноября 1920 года заключили перемирие.

Так победоносно окончилась война западных беларусов с летувисами за освобождение Виленщины.

Летува разорвала дипломатические отношения с Польшей и до декабря 1927 года формально находилась в состоянии войны с ней. В этом вопросе Летуву поддерживали власти РСФСР (затем СССР) – исходя из антибеларуских имперских целей: они хотели отнять у беларусов Вильно – как память об их славной истории ВКЛ.