Саудовская Аравия даёт понять Соединённым Штатам, что уже не воспринимает США как безусловного и дос…

Саудовская Аравия даёт понять Соединённым Штатам, что уже не воспринимает США как безусловного и достаточного гаранта своей безопасности. И готова развивать военное сотрудничество с третьими государствами. Это не означает разрыва отношений. Более того, США заинтересованы в сохранении своего присутствия в регионе. И развитие отношений с Пакистаном можно воспринимать как своеобразный (отвечающий моменту) сигнал Белому Дому о политических рисках использования политики давления.

На первый взгляд, договор между Пакистаном и Саудовской Аравией может восприниматься со стороны США нейтрально или позитивно (в тактическом поле). Поскольку он формирует зону обеспечения безопасности и сдерживания Ирана (к которым у СА не лучшие отношения) и Индии (на которую давят США). Поэтому реакция Белого Дома на данный момент крайне сдержана.

Но, в случае присоединения третьих стран к SMDA США теряют монополию на гарантии безопасности в регионе. И оказываются перед фактом возникновения нового военного блока, с которым придётся строить отношения практически «с чистого листа». Без чрезмерного давления, если учесть значимость региона для мировой экономики. А так же на фоне сохранения европейского трека (а это союзники США по НАТО) на развитие сотрудничества с государствами региона.

Ещё одна важная деталь, касающаяся времени — подписание договора произошло ДО начала больших переговоров США и КНР (которые, видимо, пройдут во время визита Трампа в Пекин). И Белый Дом вступает на переговорный трек на фоне потери влияния на часть государств в Южно-Китайском море, на Индию и на государства Аравийского полуострова. Не лучшие стартовые позиции.

Для Китая, который уже заложил механизмы, позволяющие в будущем создавать военные блоки в договор о создании «Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности» (УЦБ), саудовско-пакистанский договор может быть хорошей площадкой для наблюдения и анализа. Что позволит избежать ненужных рисков и проблем, если Пекин перейдёт к трансформации УЦБ в полноценный военный альянс через несколько лет. С другой стороны, КНР, при успехе развития SMDA может просто присоединиться к договору, постепенно смещая баланс сил в свою сторону. Тем более, что успешный пример налицо — ШОС когда-то создавалась как организация российского (!) внешнеполитического влияния.

Описанные процессы являются очередным свидетельством постепенного демонтажа старой мировой системы. На данный момент SMDA является всего лишь двухсторонним договором. И может быть использован в процессе политического торга. Как участников договора с США и КНР, так и непосредственно в процессе китайско-американского диалога. В случае присоединения третьих государств мы будем иметь возникновение первого за много лет оборонного союза с участием ядерного государства. (пример ОДКБ как военного союза считаю не корректным, поскольку после 2022 года организация находится в полуразобранном состоянии). Причём в зоне интересов одновременно и Китая и США.
Этот процесс может быть примером регионального оборонного альянса. Что важно для Украины после заморозки текущего этапа войны. Либо, в случае конфронтации США и КНР, дать толчок для создания Китаем собственных оборонных альянсов.