В общем, у нас впереди есть некий непреодолимый рубеж, который превратит ситуацию в качественно иную…

В общем, у нас впереди есть некий непреодолимый рубеж, который превратит ситуацию в качественно иную. Власть РФ прекрасно понимает эти проблемы, поэтому превентивно закручивает все гайки, которые только может (были бы в Непале умнее, не выключали бы все соцсети сразу, а замедляли по очереди, в течение длинного периода).

Отсюда и желание разговаривать с Трампом сколько угодно и обещать что угодно (не останавливая войну), лишь бы получить хоть какие-то послабления санкций или иные формы выгодного экономического сотрудничества.

К слову об остановке войны – для РФ это будет сценарий чреватый катастрофическими социальными последствиями. Вернутся фронтовики и начнут задавать неприятные вопросы. А доход их семей оскудеет. Даже если боевые действия остановятся де-факто, России, как это бы не выглядело парадоксальным, будет выгодно еще долго держать уцелевших контрактников на передовой, подальше от тыла, и сохранять им привычные выплаты.

Естественным образом, как и в ранней стадии конца СССР, под нож идут все не жизненно важные внешние проекты. Сирию и Армению уже сдали. Лукашенко после которой встречи не может привезти от Путина денег. Денег нет.

__

Если вы думаете что эпохальные исторические изменения происходят каким-то театрализированным способом, по-голивудскому сценарию, то история в 80% случаев работает совсем не так. Голливуд наступает лишь в самом конце. А до этого происходят некие события, которые в моменте имеют одно восприятие, а ретроспективно выглядят совершенно по-иному.

Например нарратив “Россия даёт добро на контакты Лукашенко с американцами в контексте потепления отношений с администрацией Трампа, а тот говорит американцам что он верный союзник России” может ретроспективно превратиться в “Россия ничего не может предложить Лукашенко взамен за прекращение контактов с американцами, а убрать его слишком рискованно, поэтому Россия закрывает глаза на такие контакты, а Лукашенко на словах делает вид что он ближайший союзник России, а на деле ведёт свою политику, например сообщает Польше о провокации с дронами”. Выбирайте свою версию, но факт остаётся фактом – контакты есть.

Факт остаётся фактом – люди выходят. Да, новых сажают, но гораздо чаще дают химию. Пик жестокости репрессий пришёлся на 2023-2024 годы. Сейчас этот пик заметно ослаб, а ещё и стали систематически выпускать людей.

Ещё один факт – соседи ведут себя всё жестче. Учения “Запад” всегда отрабатывали плюс-минус один сценарий – деблокада Калининграда. Но границу с Калининградом не закрывают. Закрывают границу с Беларусью (хоть и учения далеко от границы). С РФ бодаться пока ещё опасно, а с РБ уже можно. Беларусь заявила о 13 тысячах состава на учениях. А Польша пригоняет под границу 40 тысяч. По-хорошему, РБ нужно собирать аналогичную группировку у границ, потому что это явный диспаритет. Но собирать нечего, и поэтому на белорусской стороне все будут делать вид что ничего не происходит.

В Беларусь вернулась политика. Отказ покидать Беларусь Статкевича – это политическое действие. Режим будет вынужден реагировать, скорее всего некрасиво – красивых выходов нет. Но как политик Статкевич проявил себя проактивно – сам навязал действие, создал инфоповод и добавил себе тысячу очков в копилку образа несгибаемого политика. Одно дело порвать паспорт на пике протестов – другое дело отказаться от выезда за границу после 5 лет тюрьмы, чтобы опять гарантированное туда вернуться, лишь бы добавить ложку дегтя в переговоры с американцами и слегка всколыхнуть деполитизированное общество.

А Азарёнок полноценно травит пророссийских активистов.

Все эти явления кажутся разрозненными. Но при отдалении от отдельных фактов тренд очевиден – Лукашенко идёт на уступки Западу и пытается отделиться от Москвы. Медленно, неохотно, с оговорками, с проявлениями показательной лояльности Путину и жесткости к врагам – но системно и непрерывно, всё больше и больше он идёт на ослабление чрезвычайно мощно завинченных ранее гаек. Здесь важен не масштаб ослабления, а сам тренд. Который может вызвать интересные вопросы внутри силового аппарата РБ. Зачем старались?