Польский вопросПольский вопрос не отпускает белорусские госСМИ.Мы наблюдаем причудливое сплетение на…
Польский вопрос не отпускает белорусские госСМИ.
Мы наблюдаем причудливое сплетение нарративов — от (псевдо-)народных до приподнято-аналитических. Часть из них явно для «своей» аудитории и не особенно интересна, другая часть в чем-то представляет срез мышления «в верхах», поэтому ею мы займемся подробнее — в форме рейтинга.
Итак, 5-е место занимает нарратив «польское приграничье (напр. Белосток и Бяла Подляска) не выживет без беларусских денег».
Это самый «бородатый» нарратив в рейтинге, еще из тех времен, когда Подлясье жило торговлей между Западом и Востоком, а на Белостокском рынке зарабатывались миллионы долларов.
Сейчас сервис и розничная торговля по-прежнему играют роль в экономике Подлясья, однако уже не ту, что раньше. Те, кто успел заработать на торговле (и контрабанде), переключились на гостинично-ресторанный бизнес, кто не успел — нашел себе другую работу. А безработица в Польше очень низкая — в июне 2025 года всего лишь 3,5%. Страна занимает 4-е место (!) в ЕС в рейтинге занятости.
Если взять конкретно Белосток, то торговые площади в городе устойчиво растут, так же как и покупательская способность населения (статистикой можно побаловаться здесь).
Бяла Подляска в 2023 году заняла первое в Польше место по комфортности для ведения бизнеса, а в 2024 году лидирует в Польше по росту городской инфраструктуры за 2024 год. Не загнивают, короче, и все тут.
4-е место занимает нарратив про то, что закрытие границы приведет к потерям Польши из-за непоступления китайских товаров.
Здесь нужно сказать две вещи:
Первое: закрытие границы на 10-15 дней не имеет вообще никакого стратегического значения для китайского экспорта.
Второе: Польша зарабатывает порядка 500-700 млн евро в год на логистических услугах, связанных с китайскими товарами. А сколько Польша и ЕС теряют на импорте дешевых китайских товаров?
У ЕС большой дефицит внешней торговли с Китаем, у Польши он просто огромный. При этом на уровне ЕС уже давно принято решение об аккуратной коррекции баланса торговли с Китаем (та же история, что и у США). Поэтому импорт из Китая и так будет снижаться, давая дорогу своим товарам, которые в Польше имеют отличный баланс цены и качества. Это вопрос времени и политической воли.
3-е место занимает нарратив: мы спасли Польшу, а она неблагодарная, вот что нам устроила.
Ну здесь, конечно, гиперболизация. То есть поступили правильно, спору нет. Сбили чужие беспилотники на своей суверенной территории, а там где не успели — предупредили, то есть помогли полякам. А поляки предупредили вас и сбили то, что летело по их территории. Тут речь о сотрудничестве, не о «спасении». И именно «сотрудничество» есть то ключевое слово, которые хорошо кладется в нарратив, спокойно, точно, без хвастовства — и помогает, а не мешает.
2-е место занимает нарратив: Польша закрывает границу имитируя опасность, чтобы ей выделили почти «50 миллиардов евро на защиту от этих орд с востока белорусско-российских» (Рыженков).
Здесь почти правда, но только «почти». Средства выделены не в связи с падением дронов или «Западом-2025». Просто, наконец, посчитали долю отдельных стран, том числе Польши, в 150-миллиардном пакете SAFE, который Урсула фон дер Ляйен объявила еще весной 2025 года.
Помощь предназначена странам, которые хотят срочно укрепить свою оборону. Каждая страна делает запрос в зависимости от своих потребностей. Ну и самое важное — речь идет не о подаренных деньгах, а о кредите с низкой процентной ставкой.
1-е место — нарратив про раскол польских властей, на наш взгляд отражающий реальную логику мышления беларусских властей.
Со стратегической точки зрения для меня — это позитивный сигнал, говорящий о том, что Польша находится в условиях внутренних противоречий. Они связаны либо с европейской солидарностью, либо с синхронизацией с курсом США.
В цитате изложен правильный факт. Раскол в польском обществе существовал с самого 1989 года, только полюса менялись.
Это, в целом, нормально, когда в обществе есть разные точки зрения на счет развития страны. Ну, может, у поляков это явление чуть ярче выражено, чем у соседей ).