С момента пресс-конференции Объединенного переходного кабинета прошло уже почти две недели, однако мы вынуждены констатировать, что вопросов относительно эффективности Кабинета не убавилось.
Причин этому мы видим несколько.
Во-первых, несмотря на то, что Кабинет ставит перед собой серьезные задачи, до сих пор абсолютно непонятно, как именно он собирается добиваться их реализации, например, каким образом будет реализована (цитируем) защита независимости и суверенитета Беларуси, восстановление конституционной законности и порядка, реализация мер по прекращению незаконного удержания власти и т.д.
Исходя из формулировок, ОПК предполагает ничто иное как смену политической власти в стране, пусть и формулирует это задачу несколько завуалировано. Такой же туман присутствует и на уровне реализации целей.
Ключевым вопросом на самом деле является следующий: как именно ОПК собирается достигнуть смены власти?
Возможным ответом на это является точка зрения руководителя BYPOL Азарова. Он говорит, что BYPOL удалось натренировать более ста человека по такой же схеме, что у Полка Калиновского. Однако подготовка бойцов в ПКК – это просто отработка у добровольцев базовых навыков обращения с оружием. По сути, она ничем не отличается от стандартного военного обучения при мобилизации. Достаточно ли этих 100 человек, даже вкупе с еще 300-400 бойцами ПКК, «Погони», «Террора», чтобы сменить власть в Беларуси? Логика подсказывает, что нет, даже в случае, если все эти люди каким-то образом смогут попасть в Беларусь с оружием. Причем даже в невероятном случае успешного переворота каким образом эти сто добровольцев смогут удержать власть в стране?
Несколько иначе формулирует метод смены власти другой член Кабинета – Павел Латушко. Он говорит об аккумулировании «всего ресурса Беларуси» для изменения ситуации в стране.
Тогда кто работает над этой неподъемной задачей – объединить весь ресурс Беларуси? Сам Павел Латушко сообщает о проведенных им официальных встречах с политиками более 40 стран, на его тг-канале много рассуждений о связи между Путиным и Лукашенко, о том, что нужно сделать Западу, чтобы оказать давление на режим в Минске, есть информация о встречах с диаспорами. К сожалению, там нет никакой информации о консолидации протестного ресурса Беларуси.
Тогда, может быть, это задача первого заместителя руководителя ОПК Светланы Тихановской – Валерия Ковалевского? К сожалению, на это не похоже. Сегодня в твиттере транслировалась экспертная конференция с участием Ковалевского, на которой ему задали прямой вопрос: какие практические шаги делаются для вовлечения гражданского общества Беларуси? Ответ на это следующий (сокращенный перевод с английского):
«Мы стараемся установить каналы связи с людьми внутри страны через наши структуры, через волонтеров и остатки гражданского общества. Мы поддерживаем независимые СМИ – политические новости и информационно-развлекательную повестку».
Вот в принципе и все.
Проблема в том, что в этом перечне нет ничего, что может послужить достаточным ресурсом для свержения агрессивного авторитарного режима, как в прочем и в других перечисленных случаях. Отсюда у беларуса нарастает когнитивный диссонанс и непонимание: где та самая стратегия, которая, может быть не напрямую, но хотя бы широкими мазками может дать какой-то взрослый ответ на имеющийся у общества запрос.
У Кабинета должна появиться своя четкая, реалистичная внешняя и внутренняя политика и необходимые интеллектуальные и финансовые ресурсы, иначе он не нужен.