США и Великобритания запретили импорт российского алюминия, меди и никеля, а также наложили вето на торговлю этими металлами на Лондонской бирже металлов (LME) и Чикагской товарной бирже (CME).
Что это означает?
По сути, российские металлы теперь окончательно отрезаны от западных торговых площадок. На алюминий США ранее вводили пошлины в размере 200%, но это относилось именно к импорту, а не к биржевой торговле.
Как новые ограничения повлияют на конкретные компании и, в частности, РУСАЛ?
Компания может потерять существенную часть экспорта как полуфабрикатов, так и продуктов с высокой добавленной стоимостью.
Объемы немалые. Около 1 млн т алюминия РУСАЛ использует для выпуска катанки для кабелей, ленты для алюминиевых банок, полуфабрикатов для строительных конструкций. При этом более 3/4 объемов экспортируется, а крупнейшие клиенты ориентированы на западные рынки.
Чего будут стараться избегать иностранные потребители?
Очевидно, вторичных санкций. К примеру, многие китайские компании, покупающие российский алюминий, в дальнейшем его перерабатывают и поставляют западным клиентам, в числе которых Apple или Tesla. И китайцам, вероятно, придется отказаться от продукции РУСАЛа. Здесь Штаты привыкли работать достаточно агрессивно.
Механизма отслеживания происхождения металла в продукции высокого передела сейчас не существует. Поэтому тем же китайским покупателям российского алюминия проще вовсе отказаться от его покупки, чем в будущем сталкиваться с долгой и невыгодной процедурой compliance от конечного западного клиента. Из огня да в полымя…
Что при таком раскладе будет вынужден делать РУСАЛ?
Что имеем в итоге?
Вывод. Удар новых санкций по РУСАЛу будет сильнее, чем по тому же «Норникелю» (медь и никель), который имеет на территории страны свои сырьевые активы. Так что положение серьезное. Какие-то далеко идущие выводы делать пока не готов, но тучи над крупнейшим российским производителем алюминия определенно сгущаются.
Вполне возможно, что отрасли в сложившихся обстоятельствах потребуется помощь государства…