Карнавализация бытия беларусских демсилБыл такой умный литературовед по фамилии Бахтин, известный св…

Карнавализация бытия беларусских демсил

Был такой умный литературовед по фамилии Бахтин, известный своей концепцией карнавала. Если кратко, то он считал карнавальное поведение особой формой поведения человеческого общества, в ходе которой происходит намеренный разрыв с серьезным восприятием реальности, ее дезинтеграция, деконструкция, десакрализация.

Это взрыв этакого социального нигилизма, для которого в умной европейской культуре было выделено особое время — февраль-март месяц, перед началом Великого поста. Так сказать, чтобы выпустить пар. При этом степень карнавализации жизни в различных культурах варьируется.

Какое отношение это имеет к беларусским демсилам? Самое прямое. Есть ощущение, что в среде «профессиональных оппозиционеров» эта самая карнавализация идет по нарастающей. В отсутствие значимого, важного содержания все более преобладает пышная, странная, нарочито несерьезная форма. Блестящие обертки давно съеденных конфет.

Каково политическое содержание деятельности демсил? Все тот же прошлогодний снег, невнятное жужжание «санкций», «изоляции», «мощных ударов», к которым все более несерьезно, по-карнавальному относятся сами исполнители ролей.

И параллельно с этим происходит сползание в карнавальную плоскость в медийном плане (мы взяли лишь несколько памятных заголовков, которых, как все мы помним, намного больше):

Александр Азаров разослал рекламу своего списка на выборах в КС через “План Перамога”
Сергей Тихановский пожарил котлеты на фестивале “Тутака”
Андрей Стрижак и непрошенные дикпики
Тихановский: “Лукашенко — чмо, его сын Коля — просто дурак!”

Самая главная, отличительная черта карнавализации — это ее несерьезность, абсурдность “инверсия двоичных противопоставлений”: королем объявляется шут, епископом — сквернослов и богохульник, верх становится низом, голова — задом и половыми органами.

Вот и у нас безопасностью занимаются аферисты, политикой — циркачи и проходимцы, а финансами — уж простите, дикпики. И если поначалу они как-то держались, сдерживая свое неуемное стремление к трюкачеству, то постепенно натура начала брать свое.

Поэтому мы ничуть не удивимся, если карнавал продолжится — по нарастающей.
Результаты, конечно же, не заставят себя ждать.

Возьмем, к примеру, недавнюю реакцию президента Литвы Науседы на предложение Сергея Тихановского организовать беларусские анклавы в ЕС. «Президент Гитанас Науседа заявил, что никогда не согласится на создание автономий на территории Литвы. Однако глава государства отмечает, что слова недавно выпущенного из тюрьмы представителя белорусской оппозиции Сергея Тихановского, высказавшего такую идею, не стоит воспринимать всерьёз».

Именно так. Карнавал (и его участники) не воспринимаются всерьез, всем весело, все смеются, кушают котлеты и говорят вещи, которые никто не воспринимает всерьез: «Свободная демократическая Беларусь? Конечно! ЕС и НАТО — всенепременно!» Потом западные политики надевают костюм и идут на серьезную работу, уверенно ставя чёткие границы карнавальным идеям оппозиции (вооруженные силы беларусской оппозиции, паспорт беларусской оппозиции, анклавы да хабы беларусской оппозиции). А вот беларусская оппозиция остается в этом карнавале навсегда.

Андрей Стрижак и непрошенные дикпики

Глава фонда BYSOL высылал свои эротические фото белорусским активисткам.