1) Кто организовал и провел диверсию? Группа из дайверов, бывших и действующих сотрудников украинских спецслужб во главе с полковником СБУ Романом Червинским.
2) Действовала группа по приказу политического и военного руководства Украины? Нет, это была их собственная инициатива. В планы Червинского был посвящен главком Валерий Залужный, принципиально одобривший операцию. Зеленский узнал о ней позднее – и не от Залужного, а от ЦРУ. И Залужный, и Червинский скрывали операцию от президента, не доверяя ему и полагая, по всей видимости, что он ее в итоге сорвет. На стоп-кран Зеленский, однако, не нажал (или не смог нажать).
3) Знали ли западные спецслужбы о подготовке операции? Да, информацию добыла разведка Нидерландов и поделилась своими данными с американскими и немецкими коллегами. Внешняя разведка Германии BND и Ведомство федерального канцлера не восприняли всерьез авантюрный план Червинского. В Берлине таким образом недооценили храбрость и самопожертвование украинских диверсантов.
4) Все ли получилось у группы Червинского? Им и повезло, и не повезло. Несколько раз они были на грани провала, в итоге смогли совершить диверсию, но из четырех труб были подорваны три.
5) Какую роль сыграла Польша? Исполнители диверсии прибыли в Германию через Польшу и смоги провезти через границу все необходимое для взрыва. Журналисты не установили причастность польских спецслужб к проекту, но в одном Варшава оказала Киеву важную услугу: польские власти не только не арестовали одного из предполагаемых исполнителей (как об этом просили в Берлине), но предупредили его об опасности и позволили уехать в Украину. В противном случае у немецкой стороны был бы на руках подозреваемый, а дело могло бы закончиться весьма неприятным для Киева судебным процессом.
Der Geheimplan des ukrainischen Sabotagekommandos
Sprengübungen, Psychotests, hartes Training: Diese Folge von »Firewall« rekonstruiert, wie Hobbytaucher und Agenten die Nord-Stream-Röhren in der Ostsee zerstörten. Und warum niemand die Truppe aufhielt.