Пока мир обтекает реакцией на многочисленные яркие заявления Трампа, обсуждая, чокнутый он или просто припадочный, мы продолжаем изучать подноготную планов нового правительства США, которые пока скрываются за умелой дымовой завесой.
Речь пойдет опять про Канаду, Гренландию и – Арктику.
Сначала про деньги:
В Арктике спрятано очень много денег. Не на поверхности, конечно, там только лед и вода, а на дне океана. Точно определить ценность полезных ископаемых невозможно, однако по оценкам экспертов, под ледяной шапкой в районе Северного полюса может быть скрыто не менее 25% мировых запасов нефти и газа (если разбить, то где-то около 15% всей нефти и 30% всего газа). Согласно некоторым оценкам их стоимость 17,2 триллиона долларов. Для сравнения: стоимость недр России – ок. 1,3 триллиона долларов, нефти в России 5% мировых запасов.
Однако в Арктике закопаны не только углеводороды, там и стратегические минералы, и редкоземельные элементы, необходимые для производства всего – от «зеленой» энергии до полупроводников для искусственного интеллекта.
Понятно, что до сравнительно недавнего времени, этот факт мало кого волновал, так как видит око, да зуб неймет. Однако климат стал меняться, льды – таять, а у людей появились новые технические возможности.
Теперь карты:
Все страны, чья береговая линия контактирует с Северным Ледовитым океаном, имеют исключительное право на добычу ископаемых в территориальных водах (12 морских миль), специально придуманной исключительной экономической зоне/ИЭЗ (+200 морских миль), которая еще увеличена за счет так называемого расширенного континентального шельфа (350 морских миль). Эти территории отмеряются легко и уже поделены (см. карту).
Канада (фиолетовый)
США (темно-синий)
Россия (светло-синий)
Норвегия (бирюзовый)
Дания/Гренландия (оранжевый).
Исландия (зеленый) – далее не учитывается
Как видно, самая большая зона – у России, у которой самое длинное побережье, второе место у Канады, а третье – у Дании благодаря Гренландии. На пьедестал не попадают США и Норвегия.
Но это еще не все. Центральная часть Арктики (белого цвета) пока что ничья, однако ее тоже можно поделить. Дело в том, что бассейн Северного Ледовитого океана рассечен напополам подводными горами – хребтом Ломоносова (часть доисторического материка Арктида), который так же, как и ряд других подводных возвышенностей, теоретически относится к континентальному шельфу, а значит к нему может быть применено право исключительной экономической зоны, если удастся научно доказать, что все эти подводные хребты и возвышенности в океане по своей природе являются естественными продолжениями и компонентами подводной окраины континента. И самое главное – какого именно континента.
По этому поводу в Комиссию ООН по границам континентального шельфа было подано три заявки. Россия заявила, что подводные хребет Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. Датские ученые, естественно, заявляют, что хребет является продолжением Гренландии, канадские – что продолжением соседнего канадского острова Элсмир. При этом встречные заявки Дании и России претендуют на всю территорию на дне Северного Ледовитого океана между соответствующими ИЭЗ, лежащими напротив друг друга (фактически всю длину хребта Ломоносова).
Сложность при подкреплении претензий заключается в том, что необходимо собрать нужное количество проб породы, а также сделать большое количество снимков дна. Недавно, кстати, у России случился прорыв по этому вопросу. Комиссия ООН утвердила их заявку на 1,2 млн кв. км арктической территории. Однако встречные заявки Канады и Дании еще не рассмотрены (и могут рассматриваться еще долго), и думается, что весь хребет Ломоносова России не подарят.
К тому же США уже некоторое время назад заявили свои претензии на 1 миллион кв. км свободной Арктики, не подписывая международных соглашений и не вступая в дискуссии с иностранными учеными. Просто сказали, мол, «Это наше» и все. Кстати, общая территория, стоящая на кону, – это ок. 2,8 миллиона кв. км.