Обращение Папы Льва XIV к участникам Юбилея Восточных Церквей (продолжение)Ваши духовные традиции, д…

Обращение Папы Льва XIV к участникам Юбилея Восточных Церквей (продолжение)

Ваши духовные традиции, древние и всегда новые, целебны. В них драматическое осознание человеческой нищеты соединяется с изумлением перед божественным милосердием, так что наша низость не вызывает отчаяния, но приглашает к принятию благодати, чтобы нам стать созданиями исцеленными, обожествленными и вознесенными на небесные высоты. Нам необходимо бесконечно славить и благодарить Господа за это. Вместе с вами мы можем молиться словами святого Ефрема Сирина и обращаться к Иисусу: «Слава Тебе, соделавшему крест Свой мостом над смертью… Слава Тебе, облекшемуся в плоть смертного человека и преобразившему ее в источник жизни для всех смертных» (Слово о Господе, 9). Это дар, о котором следует просить – умение видеть уверенность Пасхи в каждом жизненном испытании и не падать духом, помня, согласно тому, что писал другой великий восточный Отец: «Величайший грех – не верить в силы Воскресения» (св. Исаак Ниневийский, Аскетические проповеди, I,5).

Кто же более, чем вы, способны воспевать слова надежды в бездне насилия? Кто больше вас не понаслышке знает ужасы войны, настолько, что Папа Франциск называл ваши Церкви «мученическими»? Это действительно так. От Святой Земли до Украины, от Ливана до Сирии, от Ближнего Востока до Тыграя и Кавказа — сколько насилия! И над всем этим ужасом, над массовыми убийствами стольких молодых жизней, что должно вызывать возмущение, так как во имя военного завоевания гибнут люди, звучит призыв – не столько Папы, сколько Христа, который повторяет: «Мир вам!» (Ин 20,19.21.26). И уточняет: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14,27). Мир Христов – это не могильная тишина после конфликта, не результат подавления, но дар, который обращён к человеку и возрождает его жизнь. Помолимся о мире, который есть примирение, прощение, мужество перевернуть страницу и начать заново.

Я приложу все усилия, чтобы такой мир распространился. Святой Престол готов содействовать тому, чтобы враждующие могли встретиться и посмотреть друг другу в глаза, дабы вернуть людям надежду и достоинство, которых они заслуживают, достоинство мира. Народ жаждет мира, и я, от всего сердца, обращаюсь к ответственным за народы: давайте встретимся, поговорим, договоримся! Война никогда не является неизбежной, оружие может и должно замолчать, потому что оно не решает проблемы, а лишь усугубляет их; потому что в историю войдёт тот, кто сеет мир, а не тот, кто пожинает жертвы; потому что другие – это прежде всего не враги, но люди: не злодеи, которых нужно ненавидеть, но личности, с которыми нужно говорить. Отвергнем манихейские взгляды, типичные для насильственных нарративов, разделяющих мир на хороших и плохих.

Церковь не устанет повторять: пусть умолкнет оружие. И я хотел бы поблагодарить Бога за тех, кто в тишине, в молитве, среди жертв ткёт узоры мира; за христиан – восточных и латинских – которые, особенно на Ближнем Востоке, упорно сопротивляются и остаются на своей земле, преодолевая искушение покинуть её. Христианам должна быть предоставлена возможность, не только на словах, оставаться на своей земле со всеми необходимыми правами для безопасного существования. Прошу вас, давайте приложим усилия для этого!