В Польше провели новый опрос: мол, на фоне нарастающей угрозы со стороны России — готовы ли вы пройт…

В Польше провели новый опрос: мол, на фоне нарастающей угрозы со стороны России — готовы ли вы пройти добровольное военное обучение?

71 процент респондентов заявили, что их не интересует добровольное военное обучение, в то время как 26 процентов выразили некоторую заинтересованность, и только 5 процентов были “определенно” готовы записаться.

Ну и да — 42 процента выступают исключительно за профессиональную, контрактную армию, а не мобилизацию населения.

Абсолютно ожидаемый ответ, на самом деле.

Напомню, что в любом обществе добровольно готовы служить в армии, и тем более воевать, в лучшем случае 10 процентов населения.

С опорой на эти 10 процентов и выстраивался вот этот самый, до недавнего времени модный, концепт маленьких умных контрактных армий.

Основная масса граждан, в любом государстве, во все времена, везде и всегда — служить, а тем более воевать (то есть убивать и умирать), — не желают.

Даже Израиль, который часто приводят в пример как образец высокой готовности граждан служить (и эта готовность действительно выше, чем в той же Европе, например), опирается на закон о воинской повинности.

Когда мальчикам и девочкам исполняется 18 лет, государство не объявляет о неком “большом дне добровольца”, ожидая, что 70 – 80 процентов этих самых вчерашних школьников сами ринутся в ряды армии.

Нет — есть закон, обязывающий призыв.

Воинская повинность не просто так называется повинностью, или обязанностью.

Это снова возвращает нас к тому, что я постоянно повторяю — и продолжу повторять: армия, а тем более война, — это всегда и без исключения вопрос исключительно о государстве.

Вне государства она не бывает и быть не может.

Именно поэтому это — великая обязанность и вызов для государственного аппарата: мобилизовать, организовать и вести людей во всем, что касается войны.

Поляки тратят какие-то нереальные деньги на кучу оружия — от топовых танков до самолетов, — но все это не более чем железо.

Сталью же, как всегда было и навсегда будет, остаются люди.

И большой вызов для той же Варшавы — это не то, как убедить те 71 процент: мол, ну пожалуйста, ну пойдите повоевать немножечко.

Мол, вошли и вышли, приключенице на двадцать минут.

А то — как эту массу мобилизовать и организовать, вне зависимости от того, что они думают и хотят.

Что они думают — и так понятно.

Как и все люди, служить и воевать они не хотят и не захотят.

Это и есть главный экзамен для любого государства — на его зрелость и умение отстаивать границы своего суверенитета, границы своего общежития, границы своих порядков.

@yigal_levin