За время американского присутствия в этой стране не было построено ни одного крупного инфраструктурного проекта или предприятия для создания рабочих мест.
Зато была масса грантовых структур и терабайты флешек с презентациями “как нужно жить”.
И у каждого американского “ориенталиста” в Вашингтоне была своя или родственная ГО-шка, через которые прошли сотни миллионов долларов в виде “грантовой коррупции”.
Процветала коррупция местных властей, судебное бесправие, а ключевая больница в Кандагаре была построена еще китайцами в 70-х годах.
Кольцевую дорогу в стране не ремонтировали, потому что по ней могли перемещаться талибы.
Процветал наркотраффик и выращивание опиумного мака.
Пусть лучше растят мак, чем воюют – думали тогда в Кабуле.
Талибан именно потому и победил, что нес некую понятную народу “средневековую справедливость” с публичными казнями коррупционеров, сжиганием посевов мака и законами шариата.
Я не являюсь апологетом политики талибов, но просто функционерам США в Афганистане нужно было перед отправкой в Кабул проводить тесты на знание книги Саида “Ориентализм”, а не нести “бремя белого человека” в афганские кишлаки.
1,5 трлн дол потрачено, а в стране не осталось ничего вновь созданного, материального и ценного, кроме пары гостинниц в Кабуле и нескольких ресторанов и магазинов. Ну и кучи брошенной военной техники.
В этом и кроется крах политики США в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии.
Нужно насаждать не идеологию, а материальное развитие на базе местного национального жизненного уклада.
Всесто этого, США в этих странах насаждали “японскую модель” на базе длительной оккупации.
Но если сработало один раз, то благодаря адаптивности японцев к новым формам развития, которые были заложены не в 1945 году, а в эпоху Мейдзи.
Пять триллионов долларов потратили США на все эти войны, сумму, вполне достаточную для системной реконструкции Глобального Юга.
Именно поэтому, Китай действует иначе.
Он не посылает свои войска, а “посылает” инвестиции.
Китайская компания SAKO Afghan и Мингорпром Афганистана подписали соглашение на строительстве цементного завода возле города Пули-Алам (провинция Логар).
Сумма инвестиций — $145 млн.
Плановая мощность предприятия – до 2500 тонн цемента в сутки.
Это один из примеров, есть и другие. И у Китая в Афганистане может получится, в отличие от Британии, СССР и США.