Выводы из дела ВеремейчикаПока в Интернете бушует дискуссия на тему «Кто виноват?», предлагаем посмо…

Выводы из дела Веремейчика

Пока в Интернете бушует дискуссия на тему «Кто виноват?», предлагаем посмотреть на ситуацию максимально широко и сделать определенные выводы. Итак, в деле в той или иной степени участвовали следующие стороны: Украина, Литва, беларусские власти, оппозиция, каждая из которых сделала определенный отрицательный вклад в судьбу беларусского добровольца:

1. Беларусские власти: здесь наш вывод перекликается с украинским экспертом Е. Магдой, который говорит о системной работе Минска и Москвы по аресту и экстрадиции добровольцев, сражающихся за Украину. Они работают по модному сегодня принципу «Каждого достанем!» Это нужно принять как данность и в будущем исходить из этой данности в своей деятельности.

2. Украина. Здесь два вопроса:
Первый – это абсолютная правовая незащищенность иностранных добровольцев в Украине. Ясно, что страна воюет, однако из-за такого наплевательского отношения к судьбам людей она теряет штыки и имидж. Поэтому необходимо принятие мер для защиты жизни и здоровья добровольцев, воюющих за Украину, не только на фронте. Эти меры должны быть организационно оформлены – на уровне «окна помощи», омбудсмена по правам добровольцев или любым иным эффективным образом на основе, например, удостоверения ветерана боевых действий. Это нонсенс, что такая защита по сути полностью отсутствует на едином политическом пространстве Запада.

Второй вопрос связан конкретно с беларусами. Про деятельность Миколы и Ваниша известно давно, тем не менее, у них все хорошо. Это говорит о том, что направление беларусских демократических сил отдано украинским руководством на откуп спецслужбам. А спецслужбам неинтересно про национальное возрождение и сильную Беларусь. Спецслужбам нужен контроль и выполнение поставленных им специфических задач. Поэтому Микола с Ванишем всегда будут там в большем почете, чем условный Веремейчик. Это, конечно, большой стратегический просчет украинского руководства, однако беларусам нужно не критиковать украинское руководство, а самим делать выводы из ситуации.

3. Литва: здесь все даже хуже. В отношении Литвы история с Веремейчиком далеко не уникальна или, точнее, уникальна не самим вынесенным решением, а его тупой бюрократической бессердечностью.

Так, например, Департамент миграции Литвы сообщил, что количество беларусов, которым не продлили уже действующий вид на жительство, в этом году составило 316 человек. В прошлом — 414 человек. Скольким его просто не дали или не пустили в страну – неизвестно. Зато известно, что около полутора тысяч беларусов покинули Литву за последний год, правда, там еще остается чуть больше 60 тыс. наших соотечественников.

Официальная причина будто бы известна – высокий уровень инфильтрации новой диаспоры агентами КГБ, из-за чего существует самая настоящая угроза национальной безопасности. Осмелимся предположить, что главная угроза безопасности Литвы – это все-таки не приехавшие беларусы, которых ни на одну серьезную должность в Литве никто не возьмет и которые могут разве что здание Сеймаса сфотографировать, а литовские предприниматели и политики, которые были и остаются связаны узами нежной дружбы с «кошельками» Лукашенко.

Также предположим, что главная причина такого отношения к беларусам не в их ужасной инфильтрованности, а в элементарном шовинизме литовцев, которые просто боятся беларусов. Чего именно они боятся, мы напишем отдельно. Главное здесь: нельзя рассчитывать на поддержку Литвы кому бы то ни было, кроме ядерной части прозападной оппозиции, отфильтрованной кураторами Офиса Тихановской. Всех остальных будут терпеть. Или не будут.
В этом отношении Польша как страна проживания выглядит для беларусов куда перспективнее.

Ну и, наконец, беларусская оппозиция. Не будем писать много. Главное: желания Офиса Тихановской не принимаются всерьез правительствами соседних стран, если они хоть как-то влияют на их безопасность, поэтому даже если бы Веремейчика экстрадировали на пару дней позже, вмешательство Офиса тут не помогло бы.