Итак, настало время проверить, как работает “поезд в Гаагу” и сможет ли МУС арестовать Лукашенко и расколоть элиты.
Краткое предисловие
Как вы помните, динамическое трио 4 года занимается тем, что пытается управлять Западом по вопросу Беларуси. Одним словом, хвост и собака. Сделайте нам переговоры с участием ОБСЕ, потом сделайте нам санкционное давление и изоляцию, потом альтернативный паспорт и так далее.
Так вот, после того как украинцы добились ордера Международного Уголовного Суда (МУС) на арест Путина и жены православного миллиардера Малофеева по обвинению в депортации украинских детей, Пал Палыч решил, что нашел очередное вундерваффе против Лукашенко: ну в самом деле, жалко им что ли выдать еще один ордер. Ведь в этом случае произойдет тот самый магический раскол элит, который почему-то не произошел в 2020 году, но обязательно случится, как только будет ордер. И тогда поезд в Гаагу с одним грустным усатым пассажиром, ППЛ на белом «Абрамсе», цветы, шампанское… Одним словом, красота. Поэтому два года Пал Палыч “пишет письма МУС”. А что же МУС, что он реально может и почему не дает ордер по просьбе Пал Палыча?
Часть первая: силен ли МУС?
Да вот в том-то и дело, что нет. МУС – это не классический судебный орган государственной власти. Это независимая международная организация, которая возникла по причине переживаний ряда цивилизованных стран по поводу того, сколько зла творится вокруг. Фактически весь МУС – это Президиум Суда, Прокурор, Секретариат плюс Ассамблея (собрание представителей) стран, признающих власть МУС, то есть подписавших Римский статут. Какой-то наднациональной силовой структуры, естественно, нет.
Напрашивается вопрос: а как вообще реализуются решения суда? Экзекуция решений суда возлагается на сами страны-подписанты Римского статута. При этом, как вы понимаете, одна страна не может арестовывать кого-то на территории другой страны, так как это нарушение суверенитета, поэтому фактически за экзекуцию ордера против гражданина отвечает только та страна, на территории которой в настоящий момент он находится. Хочет – арестует, не хочет – не арестует.
Причем такая схема, когда государство должно кого-то арестовывать по указанию внешней стороны, считается вмешательством в суверенитет целым рядом государств, среди которых: США, Израиль, Китай, Индия, Турция, Саудовская Аравия. Эти страны не подписали Римский статут и никак не связаны решениями МУС. То есть, например, Лукашенко, даже находясь под ордером на арест, может спокойно ездить в ряд наиболее влиятельных стран мира, ничего не опасаясь.
Более того, те же США заключили двусторонние соглашения с рядом стран о невыдаче своих граждан Международному уголовному суду, а также не имеют никаких проблем с тем, чтобы вводить санкции против МУС, например, см. здесь и здесь.
Часть вторая. Кого МУС заборол до сих пор?
За все время существования МУС рассмотрел или продолжает рассматривать менее 40 дел (подозреваемых и обвиняемых больше), основная часть из которых – военные преступления или преступления против человечности. Реальное заключение получили лишь девять человек, еще восемь ждут приговора (ну вы поняли, да?).
Конечно же, нас особенно интересует эффективность МУС в отношении глав государств. Таких случаев до Путина было всего три:
1. Лоран Гбагбо. Президент Кот-дʼИвуара (2000–2011). Обвинения против Гбагбо были выдвинуты МУС уже после того, как он был свергнут с поста президента Кот-дʼИваура. Через полгода после свержения Гбагбо был доставлен в Гаагу. В 2019-м году политик был полностью оправдан из-за недостатка улик.
2. Муаммар Каддафи+сын. Глава Ливии (1979–2011), убит в 2011 году в результате гражданской войны. Его сын Саиф аль-Ислам до сих пор не предстал перед судом и, более того, вернулся в ливийскую политику.
3. Омар аль-Башир. Президент Судана (1993–2019). Был свергнут в результате военного переворота. Новые власти страны пообещали передать его в руки МУС. Однако пока аль-Башир так и остается под арестом в Судане.