Караник заявляет, что по обеспеченности врачами Беларусь находится на 4–5 месте в мире. Это — неправ…

Караник заявляет, что по обеспеченности врачами Беларусь находится на 4–5 месте в мире. Это — неправда.

Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник высказал свой взгляд на кадровый голод в беларуской медицине. «Самое быстрое и самое эффективное решение — это обеспечение более рационального использования тех кадров, которые у нас есть», — заявил он. Экс-министр здравоохранения заявил: «… за пять лет количество врачей на 10 тысяч населения в Гродненской области выросло с 57,5 до 58. В соседней Польше этот показатель находится на уровне 24–25. Средний показатель Евросоюза — 28–30. По этому показателю мы четвертые или пятые в мире».

Звучит воодушевляюще. Но почему оптимизм высокопоставленного чиновника не разделяют рядовые беларусы и беларуски? Мы попросили прокомментировать ситуацию координаторку Беларуского Фонда медицинской солидарности Лидию Тарасенко:

— Если смотреть на официально заявленное количество практикующих врачей на тысячу человек населения, Беларусь действительно выглядит вполне достойно с индексом 4,4 (правда, последние данные подавались в 2019 году). Для сравнения посмотрим на ближайшие по этим показателям страны: в Швейцарии индекс такой же, в Германии — 4,5, а в Финляндии — 4,3. При этом в России индекс 3,8, Польше — 3,7, а в Литве — 5,0. Если посмотреть на страны ЕС, то средний показатель в них колеблется между 4 и 6 врачами на тысячу жителей.

Что надо учитывать, прежде чем радоваться этим цифрам вместе с Владимиром Караником? В первую очередь то, что мы точно знаем: они в Беларуси фальсифицируются. Иногда в число практикующих врачей записывают стоматологов (чего быть не должно). Иногда врачами считают всех работников здравоохранения, включая сторожей и буфетчиц, занятых в организациях Минздрава.

Обратите внимание, как чиновники Минздрава относятся к тем, кто работает в этой сфере. Караник говорит: «надо рационально использовать имеющиеся кадры» — как будто не о людях речь идет, а о ресурсе. И, исходя из такого отношения, становится понятен и подход к решению проблемы. Ведь если видеть людей, то сразу можно вспомнить огромные очереди в поликлиниках, где врачи уже перегружены. Что стоит за словами «рационально использовать»? Увеличить нагрузку на тех, кто уже и так перерабатывает? Судя про всему — да, так как бывший глава Минздрава вспоминает, что у терапевтов есть возможность получить дополнительную квалификацию, например — стать неврологом. После «оптимизации», отработав ставку терапевтом, надо будет еще закрывать полставки неврологом. Или — просто вычеркнуть эту ставку. Нет ставки — нет проблемы с кадровым голодом.

А что у нас с качеством услуг? Цифровизация ведения истории болезни должна была завершиться до конца 2024 года, и мы понимаем, что этого уже не будет. Врачи поликлиник тратят массу времени, бегая по вызовам, где буквально занимаются тем, что выписывают аспирин, «скорая» используется как такси для перевозки пациента на УЗИ в другое отделение. Несколько раз в году весь персонал медучреждений привлекают к уборке улиц, вместо того, чтобы использовать высококлассных специалистов по прямому назначению (а лучше — дать им возможность отдохнуть). Все это — факторы, которые вряд ли поменяются, но именно они негативно влияют на качество работы наших медиков.

На фоне всего этого реально работающих специалистов в системе здравоохранения становится все меньше (здесь можно посмотреть, как обстоит ситуация на примере Борисовской ЦРБ), а образовавшиеся дыры на рынке труда прячут, сокращая количество ставок. На коллегии Минздрава на 2024 год поставлена задача сократить почти тысячу ставок по стране.

Мы не верим ни в то, что Беларусь находится на 4–5 месте в мире по обеспеченности врачами, ни в то, что нарастающую массу проблем удастся решить нынешними методами администрирования.

@belhalat_by