Le Monde: У ЕС слишком мало козырей, чтобы колебаться, разыгрывая карту замороженных российских акти…
27 стран ЕС находятся в безвыходном положении. В первом полугодии им удалось компенсировать приостановку американской помощи со стороны Трампа, но с лета поддержка иссякла, согласно данным Кильского института. Однако уже весной 2026 года без новых поступлений финансы Украины будут истощены, и страна будет вынуждена пойти на неприемлемые компромиссы.
В то же время Россия и США оказывают максимальное давление, чтобы добиться капитуляции Киева. Такая перспектива позволяет Москве надеяться на возвращение своих денег благодаря снятию международных санкций, а Вашингтон дает понять, что эти активы могут быть использованы для американских инвестиций после заключения мира. Столкнувшись с такими притязаниями, 27 стран не могут позволить себе ждать, пока судьба Украины будет решена, чтобы принять меры.
Европейская комиссия создала для этого необходимые условия, устранив большинство юридических препятствий, чтобы остаться в рамках международного права. Она предлагает государствам-членам предоставить Киеву репарационный кредит. ЕС привлечет средства, обратившись к учреждениям, хранящим российские активы, с просьбой предоставить их на выгодных условиях.
Появляются голоса, предупреждающие о юридическом риске и ущербе для репутации, которому подвергнется ЕС. Предложение Комиссии отвечает на эти опасения. «Этот репарационный кредит не несет никакого риска в отношении соблюдения права собственности России и Центрального банка России, речь не идет о конфискации российских активов», — поясняет Николя Верон, соучредитель аналитического центра Bruegel и специалист по международным финансовым системам.
Хотя некоторые аспекты этого механизма могут вызвать дискуссии на европейском уровне, с точки зрения международного права вероятность успеха апелляций России ограничена. В газете Frankfurter Allgemeine Zeitung канцлер Германии Фридрих Мерц подтвердил, что использование российских активов «полностью соответствует международному праву и нашим международным обязательствам».
Остается убедить Бельгию, где находится основная часть российских активов. Москва хорошо определила это слабое звено, усилив попытки запугивания. 12 декабря Центральный банк России объявил о начале судебного преследования Euroclear в российском суде. На бумаге ЕС может обойтись без согласия Бельгии, но с политической точки зрения это сложно. Неудача только укрепит Владимира Путина в его представлении о слабой, разобщенной Европе, неспособной мобилизоваться в решающие моменты.
Брюссельский саммит станет решающим испытанием для европейской решимости защищать свои жизненно важные интересы.
В случае успеха репарационного кредита Россия, несомненно, развернет в странах Юга яростную пропагандистскую кампанию, чтобы подорвать авторитет ЕС и единой валюты. Однако Москва не может играть на всех досках одновременно — попирать международное право и при этом ссылаться на него, когда затронуты её прямые интересы, множить акты саботажа и запугивания в рамках гибридной войны и одновременно требовать защиты со стороны европейских институтов.
Оказавшись в стороне от мирных переговоров, ЕС имеет слишком мало козырей, чтобы колебаться в вопросе использования финансового рычага. Сейчас как никогда подходящий момент. Доходы Москвы от нефти и газа серьезно снижаются, российская экономика задыхается от инфляции и высоких процентных ставок, а военные успехи на поле боя ничтожны по сравнению с понесенными потерями.
Этот контекст объясняет стремление России добиться капитуляции Украины при посредничестве США. Заставить Москву заплатить за ущерб, который она нанесла, используя российские активы — это не только вопрос справедливости, но и последний шанс для ЕС повлиять на ход этой войны. Не стоит его упускать. #ЕС #Россия #Украина