Говоря о предательстве в окружении Мадуро, Лукашенко вольно или невольно экстраполирует ситуацию с п…

Говоря о предательстве в окружении Мадуро, Лукашенко вольно или невольно экстраполирует ситуацию с похищением венесуэльского лидера спецназом США на свою Белоруссию.
Успехом американских армии и флота в Каракасе попытался было воспользоваться на пиар-направлении Зеленский, публично предложивший Вашингтону похитить из России Кадырова, но в действительности если опасность кому-то и угрожает, то не главе Чечни, а Лукашенко.

Белорусский лидер это отлично понимает, и его слова о сговоре и предательстве венесуэльских элит – сигнал своим.

Александр Лукашенко на протяжении всей своей политической карьеры системно прочесывает свое окружение и силовиков. Отличительная черта Лукашенко – не терпеть около себя сильных фигур и вовремя убирать их от себя.

При этом чистки своего окружения порой находятся в логике борьбы и с партиями влияния. В первые годы – Лукашенко зачищал суверенную и проевропейскую партию в элитах, в последние десять лет – он активно зачищает русскую партию.

Один из наиболее показательных эпизодов — так называемое «дело Regnum». В 2016 году в Беларуси были задержаны публицисты портала Regnum — Юрий Павловец, Сергей Шиптенко и Дмитрий Алимкин. Их обвинили в разжигании межнациональной розни за критику политики белорусизации.

По словам источника, Лукашенко исходил из того, что Regnum, редакция которого была связана с российскими властными кругами, фактически реализует в Беларуси повестку администрации президента России. Власти сочли это угрозой и «вовремя приняли меры».

Во время президентской кампании 2020 года Лукашенко публично обвинял кандидата Виктора Бабарико, сотрудника белорусского Газпромбанка, в пророссийской ориентации. Аналогичные обвинения со стороны лояльных власти блогеров и политологов звучали и в адрес Сергея Тихановского. В случае с Бабарико подобные оценки имели под собой основания, тогда как в отношении Тихановского — нет.

В 2023–2024 годах в рамках перегистрации политических партий и под предлогом борьбы с иностранным влиянием белорусские власти отказали в регистрации организациям, открыто выступавшим за глубокую интеграцию или объединение с Россией. Среди них — Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, движение «Отечество», а также незарегистрированная партия «Союз».

Один из источников утверждает, что Лукашенко подвержен постоянному страху «заговора».

Белорусский лидер до сих пор не забыл период 2017–2019 годов, когда Кремль, по его мнению, активно искал способы сместить его и подыскивал альтернативных кандидатов. В итоге Лукашенко удалось договориться с Владимиром Путиным и пойти на выборы 2020 года, которые обернулись для него политическим кризисом.

После массовых протестов Пекин и Москва, по сути, помогли ему удержаться у власти, содействуя разгрому протестного движения. В результате Лукашенко стал заметно более лоялен Кремлю, чем ранее.

На фоне войны и испорченных отношений с Зеленским, Лукашенко не может не опасаться активных действий спецслужб Украины. В том числе – попыток организовать заговор в собственном окружении, учитывая особые отношения СБУ и белорусского КГБ в прошлые годы.

Лукашенко обладает «хорошей политической чуйкой» и, чтобы не допустить повторения венесуэльского сценария, заранее готовит превентивные меры — от кадровых перестановок до репрессий, а скорее всего, и то и другое одновременно.

Источник в Минске отмечает, что Лукашенко не привязан к конкретным элитным группам и умеет гибко тасовать их в зависимости от ситуации. Ему важно держать их в постоянном напряжении.

«Пряник», по словам источника, — это попытка убедить элиты, что находиться под его контролем выгодно, поскольку именно он выступает гарантом независимости Беларуси.
«Кнут» — угроза репрессий за нелояльность и «особые связи».

Источник обратил внимание на вчерашнее увольнение командующего силами специальных операций Вооруженных Сил Беларуси генерал-майора Вадима Денисенко.

BELTA

Лукашенко о похищении Мадуро: там был сговор и там было предательство

“Я хочу, чтобы вы понимали: там было все. И договоренность, и деньги, которые были оплачены в том числе людям в Венесуэле. И военным, и гражданским. Там был сговор, и там было предательство.…