Политолог Сергей Марцелев прокомментировал Беларускай праўдзе послание к народу и парламенту.
-Клубок геополитических и экономических противоречий Лукашенко попытался уложить в простую, я бы даже сказал – примитивную формулу, понятную его слушателям. Следуя своей ментальной матрице, он по полочкам разложил события 2020-2022 годов: весь негатив происходи, якобы, под внешним воздействием, естественно, со стороны Запада; Лукашенко, по его словам, не держится за власть, даже призывал голосовать за альтернативных кандидатов и готов был уйти.
Все происходившее в 2021-2022 годах – эмоциональная, субъективная реакция диктатора – это месть всем, даже тем, кто просто подписывался за альтернативных кандидатов в президенты. Уже скоро два года как закончилась активная фаза протестов, а репрессии продолжаются.
Все остальные посылы Лукашенко столь же карикатурны, он сам это понимает, потому что лично отдавал приказы проводить жесточайший террор своим клевретам в погонах. Страну покинул весь цвет нации, потому что протесты 2020 года были протестами креаклов, протестами креативного класса, самого прогрессивного класса в стране. Происходит дренаж генофонда Беларуси: если прежде власти не давали своим противникам выживать физически, лишали работы и бизнеса, то сейчас они выжимают своих оппонентов из страны и бросают их в тюрьмы.
Послание адресовано лояльной аудитории, управленческому аппарату, который нужно убедить в провале «блицкрига», который пытались по версии Лукашенко устроить «беглые» при поддержке Запада.
Пропагандистский нарратив свидетельствует о том, что жестокость стала единственным эффективным механизмом борьбы с инакомыслием. Недаром происходит беларусизация внутренней политики России: там внутренние проблемы тоже решаются при помощи такой же, как в Беларуси, жестокости. Наша страна стала для восточных соседей испытательным полигоном тирании.
Триумф клуба диктаторов (я имею в виду ОДКБ) в Казахстане, куда Токаев призвал войска ОДКБ, а через пару дней выпроводил, оказался пшиком. Буквально вчера, когда Лукашенко и Путин нахваливали ОДКБ как самый сильный и мощный военный союз, между собой сцепились два члена ОДКБ – Кыргызстан и Таджикистан, и начали поливать друг друга огнем из минометов. Но после того, как Зась, генсек Договора намекнул на возможный ввод войск ОДКБ, Кыргызстан и Таджикистан самостоятельно заключили перемирие и до сих пор не нарушали. Все, что угодно, только не «миротворцы» ОДКБ.
-Лукашенко обрисовал курс, которым собирается вести за собой Беларусь?
-Мне кажется, послание не рассматривалось как прогноз или план на пятилетку, а скорее – подведение итогов. Это еще не «съезд победителей» 1934 года (или «съезд расстрелянных», так как более половины его делегатов было репрессировано в годы Большого террора), но промежуточный этап; политика единовластия приведет к тому, что внутренней оппозиции в стране не останется как класса.
Посмотрите, что предлагает проект новой Конституции. Статья 4 устанавливает верховенство государственной идеологии – это сродни статье 58 в Уголовном кодексе СССР (антисоветская агитация) и ст.5 о „Руководящей и направляющей роли КПСС” в советской конституции.
–Народ так и не услышал ответа на вопрос: зачем референдум и новая Конституция?
-Я согласен только с одним-единственным тезисом Лукашенко: референдум – „цуцванг для беглых”, как он выразился, т.е. для его оппонентов. Поддержит народ Конституцию – Лукашенко выиграл, не поддержит – Лукашенко все равно выиграл, потому что останется с нынешними неограниченными полномочиями Конституции 1996г.
Это игра на чуждом поле по чужим правилам, которая означает неминуемое поражение. Поэтому единственно верная модель электорального поведения – абсентеизм, или игнорирование.