Ведь чтобы ребенку говорить твердо и посмеиваясь “нет, я не хочу вступать” на настойчивые просьбы завуча – нужно иметь уверенность в поддержке и родителей и коллектива. То есть среда этих детей, учащихся элитной гимназии, достаточно гомогенна в своих интересах и взглядах. Позволить себе роскошь_иметь_позицию, отличную от позиции государства, может иметь лишь тот, кого с этим государством мало что связывает. То есть это дети, чьи родители работают на себя или в частном секторе, где членство в БРСМ всем до фонаря, за это не спросят, спрашивают за другое. Что не удивительно, повторюсь, для детей в хорошей (“первые места везде”) минской гимназии (номер которой гуглится за 10 секунд по имени отчеству руководителя).
С другой стороны, мы видим измученную женщину, перед которой стоит конкретный KPI, который влияет на то, сколько она купит своим детям еды в магазине. Которая не может похвастаться зарплатой как в частном секторе. Которая не может гибко адаптироваться к рынку труда в случае увольнения – сколько частных школ в Минске? Три? Сколько в них завучей? И эта женщина чувствует абсолютное бессилие умноженное на злость. Она не может позволить себе роскошь_иметь_позицию. Ей главное чтобы без косяков было и с неё не спросили за это, а лучше дали бы премию. Но хотя бы чтобы не наорали на планерке. Уверен, она сейчас рыдает.
В каком нибудь райцентре, где большинство детей – работники бюджетников или госов, наверняка было бы не так. То есть ни у кого вопроса бы не вызвало требование партии обеспечить 100% вступление. Родители очень быстро бы объяснили детям, что их роскошь_иметь_позицию может потенциально трансформироваться во вполне конкретный неприятный диалог с их собственным начальством, что потенциально может напрямую сказаться на наполнении холодильника. Но вот если у значительного числа детей в классе папка, например, работает уже в Москве или Польше… действительно, дети начинают смотреть на ситуацию немного под другимвзглядом. И ведь таких становится все больше. И все это понимают. Тектонические сдвиги.
Старину Маркса принято ругать, но в одном он был прав точно: экономические интересы определяют все. Чем больше структура экономики уходит от советской, тем больше роскошь_иметь_позицию распространяется среди населения, даже если холодильники заполняются не так уж и хорошо как и хотелось бы.