Мы очень любим все итальянское – и не только итальянскую кухню и кино. Прежде всего – великого Джанн…

Мы очень любим все итальянское – и не только итальянскую кухню и кино. Прежде всего – великого Джанни Родари и его книгу о мальчике-луковке Чиполлино.

Джанни Родари сыграл на самом неубиваемом детском инстинкте. Взрослого еще можно — и даже легко — уговорить, что мир устроен единственно возможным образом и что любые попытки его исправить только портят дело. Но ребенок, на глазах у которого травят бедняка, бежит вступаться.

Сказка Родари про Чиполлино была востребована советской пропагандой не только из-за своего благородного демократического пафоса, но еще и потому, что героями ее были хулиганы, обаятельные раздолбаи: советская власть не любила отличников. Если отличник, то наверняка ябеда, если чистюля — стопроцентный трус.

«Приключения Чиполлино» – это классическая схема, в которой учтены два главных фактора для России.

Первое: противники власти находятся в абсолютном и вдобавок беспомощном меньшинстве. Второе: это хорошо, потому что власть все сделает сама.

Почему Чиполлино — мальчик-луковка? Лук сочетает в себе три главные приметы пролетария. Во-первых, он живет в земле. Во-вторых, он восстает: из этого лука, сидящего в земле, прорывается зеленая стрела. В-третьих, лук – это растение-мститель. Как мы знаем, любой, кто дернет Чиполлино за волосы, начинает плакать.

Синьор Помидор — предатель среди овощей. Он, конечно, овощ, но он выглядит как фрукт. Это овощ, который пустили на верха. Потому что – и это очень принципиально – среди овощей наблюдается расслоение. Среди овощей есть коллаборационисты, и это одно из важных открытий Джанни Родари. Второе важное открытие — расслоение народа на борцов и страдальцев, на Кума Тыкву и Редиску.

Сегодня 102 года со дня рождения Джани Родари

Из лекции Дмитрия Быкова* про Чиполлино в лектории «Прямая речь».

(*признан в РФ иноагентом)