Более 400 сообщений о насилии со стороны российских военных, поступило на горячую линию уполномоченной Верховной Рады по правам человека только за первые дни апреля — сообщает @euroradio. Сексуализированному насилию подверглись не только женщины, но и дети и пожилые люди обоих полов, а также мужчины.
В телеграм-каналах также сообщали о женщине из Мозыря, которая стала жертвой сексуализированного насилия, которое осуществили российские солдаты. Украинское издание «Заборона» со ссылку на беларусских активисток, подтверждает подлинность этой истории и утверждает, что такая история не одна.
Российские войска прибыли в Беларусь еще в начале февраля — в рамках «учений». Все это время военные находились близ белорусских городов, куда регулярно приходили пьяными, приставали к жителям, устраивали потасовки.
Правозащитникам известны истории четырех женщин пострадавших от сексуализированного насилия осуществленного российскими военными в Беларуси. @girlspowerblr еще в начале апреля публиковали аудиоинтервью, в котором девушка рассказывает о том, как пострадала от действий российских военных.
Вместе с тем в рунете набирает обороты практика стигматизации и обвинения жертв сексуализированного насилия на войне: пострадавших женщин обвиняют в том, что они занимались проституцией, а военных, совершивших насилие — обеляют и говорят, что они «не могли так поступить». Та же риторика прослеживается и в российских провластных СМИ.
Женщины, живущие в местах, находящихся недалеко от дислокации российских войск, все время находились в постоянном страхе за свою жизнь и здоровье, пока военные не сменили место расположения. Детей родители предпочитали встречать из школ и колледжей и сопровождать домой, женщины просили своих близких встречать их с работы — чтобы не произошло беды.
Популярным требованием в чатах и социальных сетях является «а докажите, что это все реально было!».
С одной стороны неверие в подобные страшные преступления обычного человека — это своего рода защитный механизм психики: человек будет до последнего искать причины, по которым зло было совершено, не допуская до себя мысль о том, что зло может совершаться и без причин.
С другой стороны — в социальных сетях сейчас работают армии ботов, которые будут задавать подобные вопросы и будут спорить о правдоподобности заявлений о зверствах российских военных. Тем не менее, мы должны понять: жертва сексуализированного насилия не обязана доказывать рандомному пользователю интернета о том, что с ней произошло несчастье. Жертва насилия должна заботиться в первую очередь о своем здоровье, моральном и психическом благополучии, должна лечить свои раны — с помощью или без. Именно поэтому мы подчеркиваем важность того, что не следует ожидать от жертвы доказательств факта изнасилования.
Требуя эти доказательства, вы сделаете пострадавшим только хуже, ведь каждая следующая жертва насилия будет видеть общественную реакцию и будет, поэтому, пытаться справляться со своей болью в одиночку, боясь обвинений во лжи или «самадуравиновата».
В Беларуси ликвидированы все НГО, помогавшие женщинам, пережившим насилие. Закрыты «Радислава» (ее организаторка Ольга Горбунова с 9 ноября 2021 года находится в тюрьме), «Ее права», «Гендерные перспективы». Жертвы насилия остались в Беларуси наедине со своей бедой.
Формально в УК РБ есть статья «Изнасилование», однако добиться наказания насильника по этой статье, особенно, если речь о российском военном, крайне тяжело.
Если вам нужна справка или помощь в случае насилия, иного нарушения ваших прав — вы можете зайти на сайт, где в лаконичной форме собрано много полезных материалов и также можно получить информационную юридическую помощь. Кликайте сюда.
Если нужна психологическая помощь и поддержка:
ЕЗдоровье (для использования включите VPN)
Samopomoch