3. Чудесные обращения в унию православных и христиан других конфессий. Наиболее значительные: а). Пе…

3. Чудесные обращения в унию православных и христиан других конфессий.
Наиболее значительные:
а). Переход в унию Мелетия Смотрицкого (1627), православного епископа Полоцкого, ранее одного из главных борцов с унией.
Согласно житийной традиции это одно из главных чудес Иосафата Кунцевича. Впервые об этом упоминает униатский митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Иосиф Рутский в письме к секретарю Конгрегации пропаганды веры Ф. Инголи от 10 июля 1627 г. (повторяется в булле папы Пия IX от 6 июля 1867 г., согласно которой Иосафат Кунцевич был причислен к лику святых Римской Католической Церкви). Мелетия Смотрицкого сторонники Кунцевича считали главным подстрекателем к физической расправе над ним. Житийная традиция сообщает, что еще при жизни Кунцевич предлагал Смотрицкому принять унию, обещая в этом случае добровольно отказаться в его пользу от сана архиепископа Полоцкого и вернуться в монашескую келью.

б). Легенда об обращении в унию Никона, патриарха Московского и всея Руси.
Встречается в отдельных Житиях Иосафата Кунцевича 1-й трети — сер. XVIII в. Патриарх, посещая в тюрьме плененных поляков, отобрал у одного из них брошюру с изображением Иосафата Кунцевича и, бросив ее в гневе на землю, истоптал ногами, за что был поражен параличом; приказав принести к себе икону Кунцевича и моля у него о прощении, Никон якобы обрел не только физическое здоровье, но и оставил патриаршие палаты, переселившись в заложенный им же монастырь, где жил в суровых условиях, исповедуя единство с Римской Церковью, за что был назван еретиком и проклят на Соборе представителями русского и греческого духовенства.

__________________________

ИСТОЧНИК
М.А. Корзо. Кунцевич Иосафат // Православная энциклопедия. Т. 39. М. 2015. С. 356—357.