3. Сценарий “Нейтралитет 2.0”. Каким-то образом удаётся вывести Беларусь за скобки конфликта с гарантиями признания нейтралитета с трех сторон. Это означает что придется договариваться и с русскими, и с лукашенковскими. В принципе, сценарий мог бы реализовать Лукашенко если бы он мог консолидировать всех как политик общего согласия. Но это невозможно с ним при власти, потому что часть людей, сильно недовольных режимом, будут готовы использовать любые внешние обстоятельства чтобы сместить Лукашенко. А значит здесь нужен круглый стол внутри, с фиксацией договоренностей внешними гарантами. Это самый лучший для Беларуси сценарий, но для его реализации требуются чудеса гибкости и дипломатии. России в этом варианте можно предложить вынос Беларуси за скобки, при фактическом её проигрыше, однако при гарантии что территория Беларуси не будет представлять для России угрозу. В таком случае и Россия и Запад смогут сфокусироваться на украинском фронте для выяснения отношений.
Могут быть комбинации различных вариантов: 1+2 (часть армии капитулирует, часть сопротивляется) или 2+3 (капитуляция + договорняк чтобы дать выйти русским). Общее между вариантами то что во всех случаях Лукашенко теряет реальную власть. Поэтому в его интересах максимально сохранять статус-кво. Поскольку время работает на Европу, то этот статус-кво Европа будет поддерживать. Поэтому МНПЗ может работать спокойно, не опасаясь прилёта дронов.
Но рано или поздно карта Беларуси будет разыграна. Слишком это важный и жирный кусок, чтобы просто его оставлять в неопределённом статусе с непопулярным правителем, который держит ситуации изнутри на максимальном закручивании гаек и на небесконечной российской поддержке. Равно как и для России в какой то момент определённость с Беларусью станет важнее чем условный контроль над ней, который даёт не так много преимуществ, если не превращается в тотальный контроль хотя бы её части.
Звучит как фантастика? Возможно. Но оглянитесь вокруг: то что немыслимо вчера, сегодня стало нормой, и так год за годом этого кровавого десятилетия. Хотелось бы предусмотреть все варианты и встроить внутрибеларусский дискурс в региональный и глобальный контекст, который всё отчетливее начинает доминировать над внутренним.