The Wall Street Journal: Санкции, аресты судов и низкие цены давят на нефтяную промышленность России…

The Wall Street Journal: Санкции, аресты судов и низкие цены давят на нефтяную промышленность России. Часть 1/2

Десятки танкеров, заполненных российской нефтью, дрейфуют в море без покупателей. Западные державы захватывают стареющие суда, от которых зависит Москва. Покупатели российской нефти требуют самых значительных скидок к мировым ценам на нефть со времени начала войны на Украине.

Все это означает кризис для важнейшего экономического двигателя Москвы.

Запад пытается давить на нефтяную промышленность России с тех пор, как президент Владимир Путин начал войну на Украине в 2022 году. России удалось обойти санкции, создать собственный «теневой» флот и найти новых покупателей на нефть.

Однако новая волна давления — сочетание европейских санкций против конкретных судов, драматических захватов кораблей в открытом море и усилий президента Трампа вбить клин между Россией и Индией — поставила важнейшую отрасль Москвы в неустойчивое положение.

Основной сорт российской нефти — Urals — торгуется по цене около 45 долларов за баррель, что на рекордные 27 долларов ниже международного эталона Brent, по данным компании Argus Media.

Это уже значительно ниже уровня в 59 долларов за баррель, необходимого для сбалансированного российского бюджета в 2026 году. И цена приближается к порогу безубыточности добычи, ниже которого российские нефтяные компании начинают терять деньги. Аналитики оценивают этот уровень в диапазоне 20–25 долларов за баррель.

В январе доходы России от нефти и газа были самыми низкими с июля 2020 года.

«Уязвимость бюджета довольно значительна, и это происходит в то время, когда экономика также замедляется или почти стагнирует», — говорит директор Центра геоэкономики и устойчивости Киевской школы экономики Беньямин Хильгеншток.

В январе Международный валютный фонд понизил прогнозы роста для России до 0,6% в 2025 году и 0,8% в 2026 году. За исключением пандемических лет, это будет самый слабый рост с момента присоединения Крыма в 2014 году.

О трудностях России с продажей энергоносителей говорит тот факт, что по состоянию на 10 февраля около 143 миллионов баррелей нефти находятся на воде, ожидая покупателей, согласно данным компании по отслеживанию судов Vortexa. Это примерно половина месячного объема российской добычи, исходя из уровней производства 2025 года.

Большинство этих баррелей находятся возле портов России, Индии и Китая или в районах перегрузки «с судна на судно» вдоль основных торговых маршрутов, таких как открытые воды возле Малайзии, говорит ведущий аналитик китайского нефтяного рынка в Vortexa Эмма Ли.

Трейдеры не знают, как найти покупателей на все эти простаивающие баррели, особенно учитывая избыточное предложение нефти на мировом рынке.

Традиционные покупатели, такие как индийские и китайские государственные НПЗ, сохраняют осторожность. Чтобы привлечь частных покупателей в Китае, плавающие российские грузы все чаще вынуждены снижать цены, чтобы конкурировать с иранскими сортами, которые обычно продаются с более значительной скидкой. 

«Сроки реализации этих баррелей будут в значительной степени зависеть от уровня скидок, доступных потенциальным покупателям», — считает Ли.

Аналитики считают, что если объем нефти на воде не уменьшится, России в конечном итоге придется замедлить добычу, поскольку у нее закончится место для хранения. #Россия

Подписаться | Сайт | Х