ЧТО ПРОИЗОШЛО В КИТАЕ? Мы все знаем новости – арестован Чжан Юся, за которым стояла вся китайская ар…
Чжан Юся обвинен в предательстве, в передаче США ядерных секретов Китая.
Что отмечают наблюдатели – хотя Си полностью восстановил контроль за партией, государством и армией, но совершенно отсутствует очередь к нему присягающих на верность. Все в шоке. Полная тишина. (И только мертвые с косами стоят.)
Чем объясняется этот шок? Китай – не Россия. В России, если Путин арестует любого – вопросов не будет. Имеет право.
В Китае же власть все же принадлежит партии. Коллективный орган, так все предполагали. И без решения полютбюро нельзя арестовать члена политбюро. Члена Постоянного Комитета политбюро нельзя арестовать без решения этого комитета. Наконец, члена армейской Центральной Военной Комиссии (и председателя ее) нельзя арестовать без решения этой комиссии.
Это означает, что чисто формально Си, скорее всего, нарушил все мыслимые законы. Отдал единоличный приказ, на который у него не было юрисдикции.
Более того, обозреватели отмечают, что государственные органы (полиция, спецслужбы, не могли выполнить приказ Си арестовать Чжана Юся. Они же все знали о том, что Си отсранен от львиной доли своей власти и не обладает полномочиями такого рода. Они ему уже давно не подчинялись.
Более того, Чжана Юся охраняли телохранители и арестовать его было бы нелегко.
Из всего этого некоторые делают выводы, что Чжан Юся не был арестован, а на него было совершено покушение. Поговаривают, что киллеров нанимали на периферии, в Синьцзяне. У них не было связей в Пекине. И поэтому утечек не было. Это были не китайцы.
В любом случае, фарш невозможно провернуть назад – все соперники Си убиты. Дело сделано.
Если искать исторических аналогий, то тут вспоминается Мао. Когда Мао узнал о том, что в Москве против него плетут заговор, и КПК под влиянием Москвы может отстранить его от власти, он тоже нарушил все партийные законы, и начал культурную революцию. Мао подозревал все руководство партии, и он тоже единым махом остранил от власти всю верхушку. Сослал ее в деревню на перевоспитание. Культурную революцию тогда совершила молодежь, которая верила в вождя Мао. У Мао была база в народе.
Си – не вождь и не кумир. Такой возможности у него нет. Молодежь уже давно не идеологизирована, и она тершеть не может Си и всех старперов. Опыт культурной революции воспринимается как негативный. Это не вариант.
Поэтому никто не может даже предположить, что будет дальше. Вся партия шокирована. Никто не думает протестовать, нет голосов в защиту Чжана Юся, что скорее всего означает, что его уже нет в живых. Так что дело не в защите устраненных. Совершено необратимое, дороги назад нет.
А молчат все, потому что не знают, каковы новые правила. Их нет. И все понимают, что Си теперь одиночка. У него нет базы.
В отличие от Путина, Си за долгие годы устранял своих же выдвиженцев множество раз. Он даже пошел против бывшего лидера страны Ху Цзиньтао, который поддерживал его долгие годы и неоднократно спасал. Так что друзей у Си и близко нет. Он устранил силой своих конкурентов. И теперь он один на Олимпе. И что дальше?”
Ольшевскій Вадім