Новый военный альянс?Штатам может не понравиться. Да и не только им.В минувшую среду Пакистан и Сауд…
Штатам может не понравиться. Да и не только им.
В минувшую среду Пакистан и Саудовская Аравия подписали “соглашение о стратегической обороне” (Strategic Mutual Defense Agreement – SMDA). Фактически речь идёт о военном альянсе или, если пользоваться модными формулировками наших СМИ – гарантиях безопасности. В документе говорится, что “агрессия против одного из участников воспринимается как агрессия против обоих”.
Договор открыт для подписания третьими сторонами. То есть из двухстороннего он может быть трансформирован в многостороннее соглашение. И таким образом оформиться как полноценный военный блок.
При этом стоит помнить, что Пакистан – ядерная держава и слова “стратегическая оборона” в документах использует когда речь идёт, в том числе про ракетное и ядерное оружие.
Документ, если он будет реализовываться и если будет формироваться соответствующая инфраструктура по своему значению выходит за границы региона. Давайте разбираться почему и как.
Причины разработки и подписания.
Договоры такого характера не готовятся за один день. Поэтому стоит обратить внимание на процессы, которые шли с начала 2025 года. В частности:
• последние 30 лет аравийские монархии существовали под условным «зонтиком безопасности» Соединённых Штатов Америки. Что позволило части из них занять нишу посредников в обмене товарами и технологиями (а не только продавцами нефти).
• США пытались реализовать концепцию создания пояса партнёрства Турция-Израиль-Саудовская Аравия как элемент сдерживания Ирана и Китая в регионе.
• Однако с 2024 года началась смена политики США в отношении своих военных союзников. С приходом Трампа изменения стали очевидными и проявились в тарифных войнах, давлении на союзников по НАТО. И, наконец, резкими сменами риторики на украинском направлении.
• обострение между Пакистаном и Индией, который вылился в весеннюю индо-пакистанскую войну.
• боевые действия Израиля в регионе, включая вторжение в Сирию, удары по Ирану а так же ракетную атаку Катара.
Всё это в комплексе поставило вопросы безопасности на первое место, поскольку:
• дальнейшая реализация американской идеи «пояса сотрудничества», который бы включал Израиль нереальна. Она создавала дополнительные риски для внутренней дестабилизации и резкого ухудшения отношений с другими государствами исламского мира
• без реализации сказанного выше, интерес США сводился бы лишь к вопросам нефти. К этому можно добавить политику Белого Дома по оптимизации издержек на поддержание безопасности в других регионах.
• При этом Соединённые Штаты всё более агрессивно пытались бы втянуть государства региона в экономическое противостояние с КНР. Что увеличивало риски в области безопасности и устойчивости экономики.
Как результат, началась подготовка соглашения Саудовской Аравии с Пакистаном. Повторю тезис — такие договоры не пишутся за неделю — это результат многомесячных консультаций. В нашем случае не публичных. Время подписания, после атаки Израиля на Катар и после давления США тарифами на Индию можно назвать совпадением. Но не совсем: в середине сентября в Дохе прошёл экстренный саммит Организации Исламского Сотрудничества и Лиги Арабских Государств. В финальных документах зафиксировано, что нападение на Катар воспринимается как «угроза региональному миру».
И, буквально через неделю после завершения Саммита Пакистан и Саудовская Аравия подписывают Strategic Mutual Defense Agreement. Как демонстрацию реакции на новые угрозы. Причём предлагают другим государствам региона подумать о присоединении к договору. Таким образом, на Ближнем Востоке начинает формироваться новый военный альянс. Где один из ключевых участников — ядерная держава, которая, кроме всего прочего имеет крайне тесные контакты с КНР. Напомню, что политический уровень отношений Пакистана в китайском условном «рейтинге» стоит выше российского.