К вопросу борьбы за живучесть режима А. Лукашенко. Конец года. Часть 2: ВНС / 30.12.2025К началуИзме…

К вопросу борьбы за живучесть режима А. Лукашенко. Конец года. Часть 2: ВНС / 30.12.2025

К началу

Изменения в Конституции и расширение роли ВНС были применены в рамках договорённостей А. Лукашенко и В. Путина об уходе А. Лукашенко «на пенсию» после протестов 2020 года. А. Лукашенко планировал уйти по схеме Н. Назарбаева, но дальнейшие события 2021 года показали, что смысла в этом нет: ему нельзя оставлять пост президента до последнего, если он хочет иметь хоть какой-то шанс удерживать власть.

Это он учел. Поэтому, несмотря на то что по новой Конституции А. Лукашенко не имеет права занимать какие-либо должности, кроме должности президента, в статье 86, описывающей это, он оставил оговорку:

Президент не может занимать другие должности, если иное не предусмотрено Конституцией…

А уже ниже, в статье 89-2, «иное» как раз предусмотрено. В этой статье закреплено, что президент автоматически является делегатом ВНС. И в этой же статье указано, что:

Делегат Всебелорусского народного собрания принимает участие в работе Всебелорусского народного собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности.

А. Лукашенко обожает строить бумажные крепости из законов, которые должны его защищать.

На ВНС Лукашенко наговорил много того, что Путину слышать не стоило. Как будто решил, что «схватил Бога за бороду»: раз всё складывается в его пользу, можно одновременно играть против США и России, убеждать номенклатуру в собственной непотопляемости и тормозить начавшуюся дефекцию элит. Однако, как в той старой российской рекламе американской жвачки: «иногда лучше жевать, чем говорить». Он сказал публично слишком много – включая готовность пустить американские инвестиции в калийный сектор.

Продолжение

ОШС