Си Цзиньпин в Москве. Приезд китайского лидера 9 мая имеет колоссальный пропагандистский эффект для Кремля. В Китае это прекрасно понимают и пытаются выжать максимум из этого визита. Тем более, что в российско-китайских отношениях есть целый ряд вопросов по которым Кремль не спешит идти на встречу Пекину.
Первая сессия переговоров Си и Путина прошла. И есть даже совместное заявление. Много красивых слов и формулировок о совместном будущем. Но есть ряд ключевых моментов.
1. Повышения уровня отношений между КНР и РФ не (!) произошло. Напомню что отношения “всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия” были зафиксированы в договоре 2001 года. Сейчас стороны заявили об их “углублении”. Но никак не выводе на новый уровень. Китайская дипломатия любит красивые и долгие формулировки и трепетно относится к значению каждого слова. В данном случае отношения остались на том же уровне.
2. Китай продавил подписание Россией договора о взаимной защите инвестиций. То есть сыграть с КНР в “национализацию активов”, если отношения двух стран ухудшаться будет сложно. Для КНР такие соглашения – принципиальные для развития отношений.
3. В совместной декларации нет упоминания о проблемах с платежами, но есть пункт о расширении расчётов в национальных валютах. Учитывая, что КНР блокирует большую часть транзацкий в российских рублях, юанизация российской экономики ускоряется.
4. Пункт о расширении кооперации включая “в области космической и спутниковой навигации, ядерной энергетики, городского строительства, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий” означает фактическую сдачу россией позиций в этих областях. Строительство особо интересно – согласитесь, сомнительно что РФ что-то будет строить в КНР. А вот обратный процесс (как равно и китайское телекоммуникационное оборудование – и китайский контроль над системами связи) вполне.
5. Гуманитарная составляющая, включая обмены молодёжью, образование. Тут КНР, которая активно работает по созданию своей системы “мягкой силы” и дейсвует через университетские программы получает бонусы.
6. “Россия и Китай выступают за адаптацию евразийского регионального взаимодействия в области безопасности, экономики, культуры и других сферах к многополярным реалиям в интересах всех государств континента.” Многополярные реалии в представлении КНР и в представлении РФ – две большие разницы. Китай видит только две глобальные супердержавы – себя самого и США. И адаптация “евразийского взаимодействия (читай ЕАЭС, ОДКБ и т.д.)” может проходить только в сторону сближения с китайским видением.
7. Пункты о ШОС – Россия признаёт первенство Китая. Напомню, что Шанхайская организация сотрудничества задумывалась и создавалась Кремлём как российскоцентричная структура. К 2022 году она стала синоцентричной. И сегодняшняя декларация лишь подтверждает факт.
8. “Стороны … намерены предпринимать меры, направленные на ускорение процессасоздания Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности в Ташкенте и Антинаркотического центра в Душанбе.” А это силовая компонента ШОС, которая может со временем заменить собой ОДБК (точнее, уже заменяет для стран Центральной Азии)
9. Кремль поддержал две глобальные геополитические концепции КНР – ” Глобальную инициативу в области развития” и “концепции построения Сообщества единой судьбы человечества”. А они – ничто иное как базовые рамки условно “китайского мира”.
10. РФ и КНР предсказуемо резко высказались против политики США по сохранению/расширению своего влияния. И, естественно, против тарифных войн и торговых ограничений.
11. При этом в декларации есть отдельные пункты по вопросам Японии (относительно резкие формулировки, которые скорее выгодны РФ), Корейскому полуострову (тут формулировки скорее обобщённые, близкие к риторике Пекина) и Афганистана (явно китайский трек).