Специфика беларусского взгляда на “старую / новую” диаспору закономерно отражается на образах данных…

Специфика беларусского взгляда на “старую / новую” диаспору закономерно отражается на образах данных групп. Представления о “старой” диаспоре противоречивы и даже амбивалентны. С одной стороны, признается и уважается ее роль в сохранении беларусской культуры и самобытности. С другой – декларируется неудовлетворенность рядом приписываемых ей характеристик вроде ассимиляции в местных сообществах, сохранения «советскости» или консерватизма и проч. А вот “новая” диаспора имеет более однозначное восприятие. Ее описывают преимущественно как молодежную, активную и креативную, но при этом “уставшую”, “выгорающую”, приходящую к пониманию, что они “здесь надолго”, но “не теряют надежду”.

Какой бы ни была разница между разными волнами эмиграции, по мнению респондентов, все это не имеет принципиального значения. Отношения между разными волнами миграции из Беларуси характеризуются как спокойные и даже скорее теплые. Респонденты подчеркивают отсутствие действительно серьезных конфликтов, отмечая, что имеющиеся особенности взаимодействия – это вопросы личной культуры, уважения моральных принципов и прав других.

Сколько-нибудь значимыми критериями различий являются только темпоральные факторы. Так, срок проживания за границей объективно связан со степенью адаптации к новой стране. Если говорить об успешности адаптации в новой стране, то 83% опрошенных считают, что они адаптируются в той или иной мере успешно. С течением времени доля таких ответов будет расти и дальше.

Для сравнения: “новая” украинская диаспора адаптируется значительно хуже. Данные исследования, проведенного в 2024-м (Міграційні настрої, 2024), говорят, что почти 2/3 украинцев не удалось успешно адаптироваться к условиям жизни в новых странах проживания.

Пока данный фактор не очень сильно влияет на решение о потенциальной репатриации: как и два года назад о своей готовности вернуться в Беларусь говорят около 40% опрошенных. В то же время снизилась доля тех, кто еще не принял решения. За счет этого выросло количество тех, кто сейчас не планирует своего возвращения (с 25% до 44%).

Полученные доли, безусловно, не являются абсолютным показателем готовности или неготовности беларусов зарубежья возвращаться в Беларусь. Они отражают актуальные мнения респондентов, которые будут, во-первых, меняться со временем Во-вторых, такие настроения будут зависеть как от специфики ситуации в Беларуси, так и от отношения к беларусам в странах их проживания.

Важным в принятии решения о репатриации, естественно, продолжает оставаться “фактор Лукашенко”, то есть смена правящего режима в Беларуси.