9 августа — пять лет. Или как мы проиграли попытку восстания… и проиграли ли вообще?Есть такие годы …

9 августа — пять лет. Или как мы проиграли попытку восстания… и проиграли ли вообще?

Есть такие годы — обычно это «чёрные лебеди» — которые проживаешь так, будто они длятся целое десятилетие. Для меня это безусловно 2020 и 2022. Потому что я был в самом эпицентре этих событий и видел всё изнутри.

Вспоминая 2020-й, трудно поверить: в начале года никто и представить не мог, чем всё обернётся. Политологи, экономисты, аналитики уверяли, что у Лукашенко всё «стабильно», угроз для него нет, всё идёт «по плану». Забавно, что именно эти же люди потом уверяли, что «всё знали заранее». Интернет, как говорится, всё помнит — удобно давать аналитику, когда всё уже произошло.

Я, честно, был уверен, что что-то будет. Но думал, всё же, что повторится сценарий 2010-го, в котором я тоже участвовал: масштаб будет побольше, дней на 10, а потом разгон и постепенные освобождения и торговля политзаключюнными. Именно поэтому усатый генералиссимус был настолько самоуверен, что перенёс выборы на лето — он тоже не видел угрозы и ждал своей «элегантной победы».

Кто-то скажет, что всему виной коронавирус, и будет частично прав. Это действительно дало сбой системе, особенно в головах людей. Когда люди умирали, а Лукашенко орал с телевизора, что «это психоз» — что-то в обществе тогда треснуло.

А потом ребята из «Сымбаль бай» запустили легендарные майки Психо3%. Интернет они разорвали моментально: с намёком и на рейтинг Лукашенко, и на его слова о «психозе». Люди выстраивались в очереди за этими футболками, пока ОМОН на авотзаках не начал вылавливать покупателей прямо возле магазина и заталкивать внутрь автозаков.

Новостей абсурда в 2020-м хватало с избытком. Но хватало и настоящей, сильной энергии перемен. Для меня одним из самых мощных моментов стала акция, когда люди из системы — милиционеры, судьи, пожарные, даже человек из охраны президента — снимали форму, отдавали награды и объясняли, почему уходят. Кто-то выкидывал форму на помойку. Это происходило месяцами, и это было сильно. Лука тогда реально испугался. Он понял, что в его окружении есть ненадёжные и неконтролируемые — а это он ненавидит больше всего. Как говорил бывший министр МВД Захаренко, Лукашенко любит, чтобы перед ним щёлкали каблуками.

Я считаю, что в 2020-м всё было сделано правильно — и гражданским обществом, и оппозицией. Да, были ошибки, но кто их не делает? Сейчас многие, кто вообще никакого отношения к тем событиям не имел, учат, «как надо было». Не зря говорят: революции и восстания делают романтики, а плоды пожинают подонки.

Поэтому — мы не проиграли. Проиграли мы бы мы тогда, если бы всё дошло до крови. Лукашенко и его свора были готовы к этому сценарию. Они бились бы до последнего беларуса — им плевать на людей. Мы дали заднюю, потому что понимали: следующий шаг — оружие, кровь, тысячи смертей.

И, как сейчас очевидно, даже это ничего бы не решило. Ведь под боком — Москва. Если бы чудом в этой бойне мы стали побеждать, Путин бы не отпустил Беларусь в свободное плавание. Никогда. Русские войска вошли бы, и все жертвы были бы напрасны.

Сейчас, как и тогда, ключ к победе в Беларуси лежит в Кремле. Пока у власти Путин и его окружение, им выгодны такие, как Лукашенко.

Поэтому скажу ещё раз: всё, что мы сделали, было правильно. А те, кто говорит обратное — либо провокаторы, либо просто ничего не понимают.

Каментарыі адключаныя.