Небольшое пояснение вдогонку предыдущего текста. Маячащие серьёзные санкции заставили пропаганду вывалить все карты на стол. И от обесценивания санкций, мол “они не работают”, госаппарат перешёл к переносу ответственности.
Основные контраргументы, которые сейчас пытаются навязать госы, – “они навредят не Лукашенко, а только простому народу”, “санкции введены, чтобы спровоцировать голодные бунты”. Эти тезы сейчас прогоняют разные эксперты, где-то проплачено, где-то искренне. Слушайте, Лукашенко всегда было наплевать на то, как живут люди. Его беспокоит только личная власть и личное состояние, и ничего больше.
Теперь по тезисам. Европейцы вводят санкции не для провоцирования голодных бунтов, а чтобы остановить репрессии. Не сразу конечно, а в перспективе, когда отложенный эффект начнет проявляться. В логике 2010 года это было как “навешать на АГЛ как можно больше санкций, чтобы уравнять цену последующего торга заложниками”. Сейчас это превратилось в “у нас под боком психопат, будем бить до тех пор, пока не успокоится”.
Ситуация закручена таким образом, что иного пути, кроме эскалационного, в этом кризисе нет. Причем Лукашенко сам выбрал этот путь, когда сжег все возможности к отступлению, хотя евробюрократы сохраняли лазейки для него до последнего. И сохраняют даже сейчас (нюанс с товарными позициями Белкалия и тд).
Санкции вводятся не против обывателей, а против кошельков Луки и отдельных госпредприятий (с которых основной профит получает опять же прикорытный бизнес). И здесь смысл простой: когда государство становится террористом, то токсичными становятся и его активы. И как бы там не старалась Федерация профсоюзов, заставляя работников записывать обращения, их надо адресовать самим себе, а не “клятому западу”.
Единственный тезис, с которым могу согласиться, – что санкции не свалят режим. Действительно, это так. Санкции лишь один из элементов давления, которые приводит к перенапряжению системы, сжиранию ресурсов (не только финансовых) и неизбежному накоплению критических ошибок. Тех самых чёрных лебедей, которые могут вылететь неизвестно откуда и в любой момент.
Любое давление извне должно поддерживаться давлением внутри страны. И сейчас, несмотря на кажущуюся абсурдность, самый подходящий для этого момент. Власть зачищает поле по-максимуму, и на таком фоне даже незначительные акты будет восприниматься ей десятикратно. И здесь главный смысл для протестного движения: усиливаются последствия любых действий несогласных.
Да, сложно повторять всё то, что делали уже много раз, и, казалось бы, не привело к ожидаемому эффекту. Листовки, символика, мелкий саботаж и другие пакости режиму сейчас особенно важны. Режиму тяжело не меньше нашего, а то и больше. Его кажущаяся устойчивость – это иллюзия.
Тот же Советский Союз, как и остальные тоталитарные режимы, выглядели устойчивыми до своих последних дней. А потом неожиданно рушились под грузом собственных ошибок и неэффективности. Та же судьба постигнет и Лукашенко. Можно долго обманывать самих себя и своих сограждан, но законы истории обмануть не получится.