Свое чужое: как устроена травма свидетеля.
Психологическая катастрофа невиданных масштабов — один из всадников Апокалипсиса последних двух лет. Ковид нервно курит в сторонке: пандемия последствий коллективной психотравмы в виде посттравматических стрессовых расстройств, зашкаливающей тревоги, диссоциации затрагивает не только непосредственных участников событий.
Чувствовать растерянность и беспомощность, когда пережившему страшное близкому/дальнему/целой стране больно, — не самый плохой сценарий. Но это если удалось сохранить собственную целостность.
Безопасность — базовая человеческая потребность, а при наблюдении за тяжелым событием разрушается доверие к миру, приходит понимание «это все может случиться и со мной, мир жесток, и плохое невозможно контролировать».
Для этого «распада» психики от нахождения рядом с непереносимым даже существует специальный научный термин — травма свидетеля.
Война — очевидно сильнейшая коллективная травма. Настолько серьезная, что лишь четвертое послевоенное поколение вырастает психически здоровым, считают психологи.
А беларусы пережили национальную травму в 2020-м. Несоизмеримый со здравым смыслом масштаб насилия на государственном уровне уже породил «нацию ПТСР и тревожных расстройств». И о реальных поколенческих последствиях нам еще только предстоит узнать.
К базовым страхам наблюдателя присоединяются осложнения-«утяжелители»: сначала облегчение, затем вина, гнев, ярость и отчаяние. А дальше — снежный ком.
Сегодня психологи ищут методы, которые помогли бы психике справляться хотя бы частично.
А вот что можно предпринять самому уже сейчас, читайте на нашем сайте: https://malanka.media/news/8214
В Беларуси сайт доступен через VPN.
@malanka
#маланкамедиа #маланка_читать #беларусь #психология #расстройство #психика #страх
Психологическая катастрофа невиданных масштабов — один из всадников Апокалипсиса последних двух лет. Ковид нервно курит в сторонке: пандемия последствий коллективной психотравмы в виде посттравматических стрессовых расстройств, зашкаливающей тревоги, диссоциации…