19 января, когда во многих странах товарищи вспоминали убитых нацистами участников антифашистского движения Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову, в Одессе ультраправые сорвали выставку анархистского художника Давида Чичкана. Они оказали давление на администрацию музея, где должны были выставляться работы Давида, причем дело дошло до угроз поджога в случае, если выставка всё же состоится.
Основная тема работ Давида, представленных на выставке — изображения антиавторитариев, участниц и участников украинского сопротивления путинскому вторжению. Среди изображённых бойцов есть и наш погибший товарищ, один из основателей БОАК Дмитрий Петров. Дима взял в руки оружие для защиты украинского народа с первых дней полномасштабной войны, был одним из организаторов антиавторитарного взвода в составе теробороны Киевской области. Потом добровольцем воевал в десантно-штурмовых войсках, участвовал в штурмах и тяжёлых оборонительных боях, не получая за это никакого материального вознаграждения. Во время участия в своём последнем военном проекте он и группа товарищей героически погибли, но выполнили поставленную перед ними задачу — заняли позиции противника. Нам кажется, что ультраправые не имеют ни малейшего права от имени народов Украины решать, могут ли изображения Димы и других антиавторитарных бойцов выставляться в Одессе, или нет.
Основным аргументом правых против выставки Давида стали картины художника, нарисованные вскоре после восстания на Майдане в 2014 году. На некоторых из них анархисты представлены третьей силой, противостоящей как российской империи, так и националистам и милитаристам из числа её оппонентов. В контексте тех событий такой посыл художника не кажется ошибочным. Во-первых, с анархистской точки зрения попытка углубления антикапиталистических, антигосударственнических, анти-сексистских тенденций в народном движении в 2014 году действительно могла казаться (и в самом деле быть) более приоритетной задачей, чем противостояние начавшемуся российскому вторжению. Во-вторых, нация сама по себе является воображаемым сообществом, кровавым продуктом модернизма, наряду с механизированным, структурированным геноцидом «неправильных» этнических групп — неизменным атрибутом эпохи национальных государств. Как писал Дмитрий Петров в статье «Миссия анархизма в современном мире»:
«Особого накала межнациональные и межэтнические конфликты достигли в эпоху национальных государств, которые и по сей день являются основной формой политической организации человечества. С их появлением с крайней остротой начал ставиться вопрос, какая нация является «титульной» в том или ином государстве? Какая земля «по праву принадлежит» той или иной национальной группе? Результатом стали бесчисленные страдания миллионов безвинных людей: принудительная ассимиляция, массовые депортации и, наконец, зверские акты массового убийства».
Срыв выставки Давида Чичкана ультраправыми — это не просто акт цензуры, это агрессивная попытка навязать нарратив о том, чем является и чем не является украинское сопротивление путинской империи. Противостоит ли ей новый мир, основанный на идеях солидарности, свободы, равенства, взаимопомощи, самоуправления или же против империалистического государства воюет другое иерархическое национальное государство при поддержке западных «демократий», всё больше скатывающихся в авторитаризм, национализм, государственнический милитаризм и вездесущий контроль спецслужб. Торжество доктрины ультраправых неизбежно приведёт к плачевным последствиям для украинского общества.
Колективи Солідарності • Solidarity Collectives
Шановні друзі та подруги!
19 січня трапилася неприпустима подія, пов’язана з художником Давидом Чичканом — акт цензури його творчості. Давид – один із небагатьох українських художників, що відкрито називає себе анархістом, органічно пов’язуючи анархізм…