Если долго-долго лежать на диване и не давать себе физических нагрузок, мышцы атрофируются. Я думаю, то же самое происходит и с мозгом, – если, например, забросить чтение и заниматься ежедневно только привычной работой, рано или поздно он просто потеряет способность к анализу. Та же история – с душой. Когда мы закрываем себя от жутких новостей и когда нам становится лучше и легче, и даже кажется в какой-то момент, что в целом всё не так уж и плохо, а то, что по-настоящему плохо, – это не с нами и далеко, когда мы перестаём сопереживать и, соответственно, работа души поставлена на паузу, тогда, мне кажется, с нами происходит катастрофа. Я склонен называть этот процесс словом “расчеловечивание”.
Только что я узнал, что политзаключённую Полину Шарендо-Панасюк избили в колонии. “Вясна” сообщает, будто бы одна из заключенных видела её со следами побоев: была разбита переносица и были заметны два фингала. После избиения Полина попала в больницу.
Ей постоянно накидывают срок, её возили на психиатрическую экспертизу в Новинки, уже несколько раз ей приходилось сидеть в ШИЗО. И вот теперь – избиение. Сделали это, если верить “Вясне”, другие заключенные.
Мне становится дурно, когда я представляю себе, что это моя жена валяется на полу вонючей камеры, а другие зэчки лупят её ногами. Что это её бросают в ШИЗО. Что это ей задаёт вопросы психиатр из Новинок. И всё это только за то, что она… Кто-то может представить себе на месте Полины свою дочь. Кто-то – маму. Выбирайте.
Упражненьице не из лёгких, я понимаю. Но оно – необходимо. Чтобы не разучиться сопереживать. Чтобы не останавливать работу души. Чтобы не перестать быть человеком.