Западнорусист Коялович в своих «Чтениях» откровенно пишет о причинах решения смолян в 1609 году противостоять войскам Сигизмунда – их на это сподвигли православные братства Вильни, не только запугавшие смолян в своих посланиях религиозными преследованиями православных в Речи Посполитой, но и для убедительности пославшие своих эмиссаров в Смоленск.
То есть, мы четко видим здесь низовые коммуникации между Вильней и Смоленском даже после установления Московским царством контроля над последним, и то, что Смоленск становится ареной по сути внутрипосполитской религиозной войны.
Ну и повторюсь, что католический и православный фанатизмы равно похоронили единство этого пространства, а несостоявшиеся Реформация снизу и политический секуляризм сверху в стиле Льва Сапеги были его упущенным шансом.