Олег Царев:
“Эксперты бундестага пришли к выводу, что удар России по войскам одной из стран НАТО, например Франции, на территории Украины не может стать основанием для применения Пятой статьи Устава альянса (о коллективной обороне).
Скажу, что этот тезис в полной мере отражает чёткий императив, которого сегодня придерживается НАТО: избегать прямого столкновения сил альянса с Россией. Все нынешние высказывания, а главное, действия западных стран идут в канве этой базовой установки, и возможный удар России по НАТО не является основанием для её пересмотра.
Около года назад мощный аналитический центр США — корпорация RAND — подкрепил формирование этого императива своим исследованием. Уже в тот период, когда Запад готовил Украину к контрнаступлению, беспрецедентное количество отправленного вооружения вызывало опасения по поводу возможного возмездия альянсу со стороны России.
Аналитики пришли к выводу, что любой скорее демонстративный удар России, не наносящий значительного ущерба военному потенциалу НАТО, не повлечёт военного ответа НАТО и не задействует Пятую статью коллективного договора. Тогда предполагалось, что аккуратный, ограниченный военный ответ может последовать, если Россия нанесёт, например, дневной ракетный удар по трём авиабазам в Польше и Румынии, задействованных в поставках оружия на Украину, что повлечёт гибель десятков военнослужащих, а может, и мирных жителей.
Если удар по военным альянса на базе НАТО не приведёт к войне с Россией, то что говорить об ударе ВС РФ по иностранному контингенту, находящемуся на Украине. Мы часто видим сообщения, что в местах дислокации гибнут иностранные наёмники. Также будут гибнуть и официально направленные военнослужащие.
Тут есть ещё один важный момент, на который мало кто обращает внимание. Речь идёт о пресловутой Пятой статье. Дело в том, что распространённый тезис об обязательстве членов НАТО объявить войну стране, атаковавшей одного из них, ложен. В той самой статье дословно написано, что «в случае, если подобное вооружённое нападение будет иметь место, каждая из них [стран альянса]… окажет помощь… путём немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтёт необходимым, включая применение вооружённой силы». Другими словами, каждая страна НАТО самостоятельно принимает решение, как именно реагировать. Кто-то захочет нанести ракетный удар, кто-то — направить дипломатическую ноту. И исходя из последних мнений аналитиков нота — вариант более безопасный, а значит, более выгодный для Запада.
Немцы это хорошо понимают и потому дают более реалистичные оценки. Одновременно Германия во главе с Шольцем взяла на себя основное бремя практической помощи Украине: в бюджет страны заложено €8 млрд Киеву. Франция при этом обязалась выделить всего до €3 млрд. Оцените разницу. В этих цифрах кроется причина одиозных высказываний «галльского петуха» Макрона: чрезмерно яркими заявлениями о возможности официальной отправки военных на Украину он пытается компенсировать недостаток реальной помощи. Направлять, конечно, он никого никуда не собирается. И все это понимают, ведь каждый в этой войне исполняет свою роль”.
DPA: удар по ВС Франции на Украине не будет основанием для коллективного ответа
Экспертное сообщество бундестага пришло к выводу, что размещение страной НАТО своих военных на Украине не сделает остальных участников альянса стороной конфликта, сообщает Die Welt со ссылкой на исследовательскую службу парламента.