Украина: тернистая дорога в ЕСВышел неплохой анализ нюансов интеграции Украины в ЕС: «Charting Ukrai…
Вышел неплохой анализ нюансов интеграции Украины в ЕС: «Charting Ukraine’s EU Path: Engaging with Member States» (Bertelsmann Stiftung, январь 2026).
Примечательно, что и авторы, и издательство являются скорее сторонниками вступления Украины в ЕС. Тем интереснее проанализировать, какие преграды они видят на этом пути.
В анализе выделяются два измерения проблем. Первое — секторальное. Основные сферы рисков:
1. Безопасность: Украина является первой страной, ведущей переговоры о вступлении в ЕС на фоне полномасштабной войны с ядерной державой на своей территории. Таким образом, интеграция Украины влияет на безопасность всего ЕС и в будущем может привести к его конфликту с Россией.
2. Экономическая конкуренция и с/х: Украина является одним из крупнейших в мире экспортёров зерновых, масличных культур. Её вступление добавит ~32,7 млн га сельхозугодий. Для сравнения: в 2020 году Франция и Испания имели соответственно 27,4 млн и 23,9 млн га используемых с/х угодий (их совокупная площадь в ЕС равна 157 млн га). Средний украинский агрохолдинг в 14 раз больше среднего европейского фермерского хозяйства.
Распространение нынешней системы CAP (Общая сельскохозяйственная политика) на Украину привело бы к сокращению прямых выплат для существующих членов на 20%. При этом бюджет CAP уже сокращается: ожидается падение на 30% в период 2028–2034 гг. Конкуренция с дешёвыми украинскими товарами заставляет нервно реагировать фермеров в Польше, Франции, Германии, Румынии и др.
Документ предлагает длинный переходный период, поэтапный доступ к рынку ЕС и постепенное включение в субсидии, но признаёт, что политически это крайне сложно.
3. Верховенство права, коррупция, слабость институтов: Украина унаследовала постсоветскую систему высокого уровня коррупции и слабых институтов. Даже после успехов 2014–2021 остаются системные риски отката. Между тем этот пункт — самый чувствительный и первый по новой методологии расширения. Любые отклонения от антикоррупционной траектории, реформы судов, деолигархизации будут немедленно использованы скептиками для блокировки процесса.
4. Вес Украины в принятии решений
С населением ~30-32 млн (здесь мы сознательно уменьшаем цифру авторов доклада) Украина станет одной из крупнейших стран ЕС по численности населения. Это означает значительное количество голосов в Совете и Европарламенте. Многие страны опасаются сдвига баланса сил в сторону Восточной Европы и потенциального «блока» из новых членов.
Второе измерение — национальное. Анализ опирается на кейс-стади семи стран, выбранных для репрезентативности (разные размеры, география, будущие председательства).
Из них явными сторонниками вступления Украины в ЕС являются Германия, Польша, Румыния и Ирландия. При этом все они имеют в этой связи проблему с фермерами и/или правыми партиями.
Франция — традиционно скептична к расширению. Макрон долгое время продвигал «европейское политическое сообщество» как альтернативу полноправному членству. Основные опасения — сельское хозяйство (Франция — крупнейший бенефициар CAP), бюджетный баланс и ослабление «ядра» (core) ЕС.
Нидерланды — традиционно жёсткие «бюджетные ястребы». Сильный скептицизм к большим расходам и опасения по верховенству права. Фермерские протесты против украинского импорта тоже заметны.
Греция также настроена настороженно. Единственным явным противником вступления Украины является Венгрия, во всяком случае пока у власти находится Орбан.
Таким образом, путь Украины в ЕС видится весьма тернистым, небыстрым и во многом меняющим внутренний уклад жизни в стране.
Я же считаю, что по итогом агрессивной силовой политики России в выигрыше не останется никто — ни Россия, ни Украина, ни ЕС. Игра в нулевую сумму Путина, очевидно, не удалась. Речь для всех сторон будет идти, скорее, не о максимизации прибыли, а о минимизации издержек.
У Беларуси здесь, кстати, виднеется небольшой, но более интересный шанс.