Публикации американской прессы и публичные заявления Трампа и официальных лиц создают впечатление, ч…
Подобными заявлениями в Вашингтоне пытаются достичь двух целей: усилить протестную активность и снизить пыл иранских властей. Первая цель достигнута: несмотря на практически полное отсутствие интернета, месседжи из США попадают в Иран, а протесты не только не ослабевают, но — в частности, в Тегеране — даже, скорее, усиливаются. Режим же уступать не планирует, рассматривает нынешние протесты как «последнюю битву» и полон решимости утопить восстание в крови: по оценкам лондонского канала Iran International, за последние двое суток были убиты как минимум 2 000 протестующих.
В случае действий США напрашивается историческая параллель: во время восстания в Венгрии в 1956 году венгерская служба американского Radio Free Europe очень подробно освещала события, а безответственные эмоциональные заявления экспертов и сама подача материала создавали впечатление, что Вашингтон вмешается в венгерские события и не позволит советским войскам подавить выступления. Ни о каком вмешательстве в условиях “Холодной войны”, однако, не могло быть и речи: соответствующие сценарии администрация президента Эйзенхауэра не рассматривала, а поддержка имела исключительно символический характер.
Символический характер имеет и американская поддержка протестов в Иране сегодня. Вероятность того, что США, возможно вместе с Израилем, придут на помощь протестующим, несомненно выше, чем в случае Венгрии в 1956 году. При этом, разумеется, неочевидно, что такой удар ускорит крах режима.