Ксения Светлова:Отличный анализ иранской ситуации от Дани Цитриновича – эксперта Atlantic Council, …

Ксения Светлова:

Отличный анализ иранской ситуации от Дани Цитриновича – эксперта Atlantic Council, бывшего высокопоставленного сотрудника израильской системы безопасности – it’s not over till it’s over

Не каждый вброс информации со стороны оппозиции соответствует действительности.
Прежде всего, необходимо помнить: существует огромный объем дезинформации, в основном от элементов, стремящихся навязать мнение, что «режим доживает свои последние дни». Сообщения о падении городов, дезертирстве высокопоставленных чиновников и подготовке убежища для верховного лидера Ирана в России — это часть целенаправленных усилий по созданию ощущения, что режим рухнет через считанные дни.

Вперед, к репрессиям
Что мы знаем наверняка? Режим не намерен сдаваться. Речь Хаменеи от 9 января, вероятно, послужила сигналом к значительному усилению репрессий; судя по всему, сегодня ночью произошли серьезные столкновения между протестующими и силовиками.

Режим не способен остановить протесты
Главная проблема режима сохраняется: он неспособен остановить протесты даже после таких мер, как полное отключение интернета. Этот факт и усиление репрессий, вероятно, приведут к значительному росту числа жертв в ближайшие дни (правозащитные группы уже сообщают о более чем 190 погибших). Но даже если протесты утихнут, положение режима останется крайне сложным.

Режим опирается на огромную базу сторонников
Следует помнить, что у режима в Иране есть стабильная база поддержки. На последних президентских выборах за ультраконсервативного кандидата — Джалили — проголосовало более 13 миллионов человек. Эта база является опорой режима и обеспечивает деятельность «Басидж» и Революционной гвардии (КСИР). Эти силы никуда не исчезнут.

Закулисная борьба в самом разгаре
Тем не менее, учитывая, что режим не является монолитом, за кулисами, скорее всего, идет борьба за выбор политического курса. Это важно, так как вопреки ожиданиям мгновенного краха, сейчас высока вероятность внутренних изменений: либо драматическая смена курса во главе с президентом Пезешкианом и Али Лариджани при поддержке бывшего президента Роухани, либо экстремальное ужесточение политики, если КСИР возьмет на себя полное управление страной.