Вокруг данного раскола будет выстраиваться логика военного противостояния, санкций, торговой и дипло…
Что такое, вообще, статус основного союзника США вне НАТО (MNNA)?
Формат MNNA не предполагает системы коллективной безопасности его условных участников (в данном случае это своеобразные кросс-связи через США, так как взаимных обязательств у стран – союзников Штатов попросту не существует).
По сути, MNNA – это механизм присутствия американских вооруженных сил в том или ином регионе и поддержка тех стран, которые по определенным причинам никогда не станут членами НАТО (например, Израиль).
Взамен США снимают с такой страны ограничения, налагаемые “Актом об экспортном контроле над вооружениями”, то есть такой союзник может покупать в Америке современное оружие и военную технику.
История формата MNNA начинается в 1987 году.
Первыми странами (президентство Рональда Рейгана), получившими данный статус, стали Израиль, Австралия, Египет, Япония и Южная Корея.
Список этих стран вполне логичен: Австралия – это крупнейшее государство, которое не вписывается в понятие трансатлантизма, но которое при этом является участником Британского содружества.
Израиль – это ключевой союзник США на Ближнем Востоке, а Египет – крайне важен для оного как главный элемент его стратегии “разорванного враждебного кольца”. Кроме того, Египет – одно из крупнейших арабских государств и ключ от Северной Африки.
Япония и Южная Корея – ключевые союзники США в Тихоокеанском регионе, и данный статус просто институциализировал их сотрудничество в военной сфере, сложившееся после Второй мировой войны.
Следующее расширение формата произошло при президенте Билле Клинтоне: Иордания, Новая Зеландия и Аргентина.
Что касается первой – здесь примерно те же причины, что и в случае с Египтом.
Новая Зеландия – это последний фрагмент пазла “Союза пяти” по взаимодействию в рамках Британского содружества.
Аргентина – ключ к Южной Америке и Антарктиде.
При Джордже Буше – младшем статус MNNA предоставили в периоде 2002-2004 годов Бахрейну, Филиппинам, Таиланду, Кувейту, Марокко и Пакистану.
Нетрудно догадаться, что все эти многочисленные “союзы” были связаны исключительно с той войной, которую США вели против международного терроризма после атак 11 сентября 2001 года.
Та же история продолжилась и во время каденции Барака Обамы: Афганистан и Тунис (2015 год).
Семнадцатой статус MNNA предоставили Бразилии во время первой каденции Трампа (формально в свете ситуации в Венесуэле). А реально – по причине личных симпатий Трампа к бразильскому президенту Болсонару (который уже покинул политический Олимп своей страны).
А если по правде – то исключительно ради коммерции: Бразилия обещала стать крупнейшим покупателем вооружений в США.
Скрытый 18-й член – Тайвань, с которым у США существует тесное военное взаимодействие, но который лишь частично признан на международном уровне.
Для США MNNA – это:
– возможность размещать по всему миру в ключевых геостратегических узлах свои военные базы;
– коммерческий механизм сбыта военной продукции;
– способ борьбы с “врагами Америки”;
– механизм раскола арабского мира на союзников и противников;
– инструмент защиты Израиля на Ближнем Востоке;
– формат для контроля американского подбрюшья – Латинской Америки.
И это способ сшить воедино союзников по Британскому содружеству в рамках атлантико-тихоокеанского взаимодействия.
И еще одно важное наблюдение: часть стран с указанным выше статусом являются противниками Китая.
По сути, США начинают создание “коалиции субблоков безопасности” по всему миру с единственной целью – противостояние с Китаем, так как НАТО выполнить данную функцию априори уже не может.