Рубрыка “погляд з-за парэбрыку” , Чиполлино:Постсоветское пространство. 09.11.2025Сегодня Москву пос…

Рубрыка “погляд з-за парэбрыку” , Чиполлино:
Постсоветское пространство. 09.11.2025
Сегодня Москву посетит президент Казахстана. Нет сомнений в том, что в ходе встречи В. Путина с Касым-Жомартом Токаевым будут обсуждены итоги состоявшегося на прошлой неделе саммита «США – Центральная Азия». Напомним, что в ходе встречи с Д. Трампом, лидеры (президент Узбекистана Мирзиеев) стран региона объявили хозяина Белого Дома «президентом мира». 
В. Путин вряд ли претендует на статус «президента мира», но очередная попытка 47-го президента США оторвать от России страны постсоветского пространства вряд ли обрадует российские власти.
Итак, президент США принял в Белом доме глав Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Это, конечно, важное событие вполне вписывается в поиски администрации Белого Дома наиболее оптимальной для Запада стратегии доведения российско-украинского конфликта до стадии если не  «победа Украины – поражение России», а хотя бы «Украина не проигрывает, а Россия не побеждает».
Так что главная задача госдепартамента – ЮГ.  Установление особых партнерских отношений США со странами Центральной Азии может нанести определенных ущерб влиянию России и Китая в данном регионе. Но в настоящее время, в разгар российско-украинского конфликта, Д. Трамп будет стараться оставить Россию в геополитическом одиночестве.
Но в американской региональной политике на постсоветском пространстве есть нюансы. Если на Южном Кавказе мы видим попытки открыть против России Второй фронт (Грузия, 2023-2024 гг.), спровоцировать конфликт с Россией (Азербайджан, 2025) и расколоть ОДКБ (Армения 2020-), то в Центральной Азии ставилась задача, прежде всего, сломать сложившуюся систему обхода санкций и ограничить политическое и экономическое влияние России в данном регионе. Учитывалось и наличие на территории РФ нескольких миллионов гастарбайтеров из республики ЦА, что уже создало в России напряженную социальную обстановку (теракты).
В Белом Доме учитывали лимитрофный характер центральноазиатских государств, их склонность и отзывчивость к экономическим предложениями и неустойчивость политических контактов с РФ, зачастую ограниченных личными отношениями лидеров стран Центральной Азии с руководством России.  Общества и политические классы стран ЦА, как правило, ограничены в связях с РФ, но при этом местные власти стимулируют и подстегивают общественные контакты как с Турцией, так и с ЕС/США.
В Вашингтоне безусловно отметили, что с 2022 года правящие группировки стран Центральной Азии стали воспринимать российско-украинский конфликт в качестве «окна возможностей» для того, что усилить давление на РФ (шантаж) или вообще поменять архитектуру отношений с Россией. В итоге, с 2022 года влияние России на Южном Кавказе практически исчезло, страны Центральной Азии растаскиваются по западным и китайским векторам. Так что на саммите в Белом Доме главная цель пропагандировалась вполне открыто: «диверсифицировать геополитическую зависимость от России».
Между прочим, на пороге «Большой сделки» оказалась и Беларусь. Судя по отдельным откликам, в Минске отнеслись к американо-центральноазиатской встрече одобрительно. Иными словами, то, что в результате данной встречи интересы России (формального союзника Беларуси) оказываются под угрозой, в белорусском истеблишмент встречает в качестве позитивной тенденции. 
Формально встреча лидеров Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана с президентом США была посвящена расширению коммерческих связей региона с США. Речь шла о совместных инвестициях и не только в американскую экономику. Узбекистан вложит $35 млрд в экономику США, но в целом Ташкент подписал с США торгово-экономическое соглашение на $135 млрд и договорился о совместной разработке месторождений редкоземельных металлов.
Казахстанская делегация подписала более 30 соглашений с американскими компаниями на сумму более $17 млрд. Продолжение…